Инновационные Образовательные Технологии в России и за рубежом

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда («Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», грант № 13-06-12034в).

Новости

Как МООКи изменили положение на рынке виртуальных образовательных сред

15.05.2014

Еще несколько лет назад основная «битва» на рынке онлайн-образования шла между открытыми и закрытыми виртуальными образовательными средами (VLE). В лагере первых Blackboard постепенно скупал самых крупных конкурентов, интегрируя их технологии. Открытые проекты — такие, как MOODLE — используя фактор бесплатности, быстро вышли вперед по числу пользователей. К 2012 г. MOODLE прочно закрепил за собой лидерство (по состоянию на апрель 2014 г., у этой среды более 70 млн пользователей. MOODLE установлен в почти 65000 учебных заведений всех уровней). «Революция МООКов» изменила ситуацию в онлайн-образовании, еще более усилив конкуренцию. На первый план вышла борьба не за школы и университеты, которая ведется через их администрацию, а за конкретного пользователя с его бесконечно разнообразными интересами. Coursera и другие компании «большой тройки» легко перекрывают все количественные рекорды — и по общему числу пользователей, и по количеству стран, и по числу партнеров (тем более, что «большая тройка» заключает партнерские соглашения не с реселлерами, а с университетами). Университеты, устав от войны сторонников «открытых» и «закрытых» VLE, активно экспериментируют с собственными платформами (вспомним EdX и многочисленные примеры OpenCourseware). Как отреагировали на изменившуюся ситуацию лидеры рынка VLE?

«Учебные центры» Coursera: как вывести МООКи в оффлайн

12.05.2014

Среди рекомендаций, как сделать МООКи для профессиональной аудитории более эффективными (о них говорилось в нашей предыдущей новости), был совет чаще выносить контент курсов в оффлайн. Можно, например, задавать дискуссионные вопросы курса коллегам и потом приводить их ответы на форумах, или проводить микро-опросы. А что, если слушатели МООКов и все желающие будут собираться в каком-нибудь помещении с доступом в Интернет и обсуждать содержание курса, записывать дискуссии на видео и общаться с другими слушателями в текстовых и видеочатах?

МООКи для профессионалов: как интегрировать теорию и практику

08.05.2014

В последние полгода стало модным говорить, что «революция МООКов» выдыхается, что пресса и исследователи теряют к ней интерес, а сами МООКи неудержимо становятся очередной недолговечной игрушкой в системе образования. В реальности все, конечно, сложнее. Если то, что происходило в 2012–2013 гг., считать «революцией», то приходится применять к МООКам «законы» революционного развития, в которых за первым прорывом неизбежно наступает «контрреволюция». Однако метафоры общественно-политического развития, примененные к образованию, могут направить нас на ложный путь. Образование не может быть нерефлективным. Чтобы образовательные изменения работали, за «знанием» должно прийти «понимание». Поэтому правы те, кто считает, что 2014 год должен стать годом глубокого и детального обсуждения того, как жить в новой образовательной реальности МООКов, что она может дать ее участникам, а что не может. Кажущиеся самоочевидными выводы должны быть подтверждены количественными исследованиями, иначе они так и останутся «общими впечатлениями».

Oplerno — первая МООК-платформа, ориентированная на адъюнктов

28.04.2014

«Адъюнктизация» — возрастание процентной доли преподавателей, не работающих в университете по постоянному контракту — одна из наиболее острых проблем высшего образования в США. Еще год назад газета «Нью-Йорк таймс» сообщила, что адъюнкты составляют 76% от общего числа преподавателей (правда, по данным Американской ассоциации университетских преподавателей, их число пока не превышает 41%). Адъюнкты обычно не имеют медицинской страховки и других бонусов от работодателя и получают оплату в зависимости от числа прочитанных ими курсов (в среднем не более 3000 долларов за курс). Часто они не знают, где будут работать в следующем году или семестре. Именно для адъюнктов в первую очередь предназначена новая МООК-платформа Oplerno, которая начнет работу с летнего семестра 2014 г.

Как в России зарабатывают на онлайн-образовании

26.04.2014

В 2012 г. в мире насчитывалось 3000 стартапов, работающих в сфере онлайн-образования. Сейчас их количество как минимум удвоилось, в том числе за счет запуска российских образовательных сервисов. Но многие пока только ищут модель, которая могла бы быть коммерчески успешной.