АНО Центр Образовательных Технологий

Новости

Гарвард и Университет Флориды — две стратегии МООКов

09.06.2014

Конец весны — время серьезных финансовых решений в американских университетах. Приближается новый учебный год, и необходимо выделять средства на развитие образовательных программ, в том числе и открытых онлайн-курсов. Почти одновременно решение о финансировании приняли негосударственный Гарвардский университет и государственный Университет Флориды (University of Florida). В их образовательной политике можно увидеть две разные стратегии развития онлайн-образования.

Что хотят от МООКов европейские студенты, программисты и предприниматели

02.06.2014

Компания P.A.U. Education, со-организатор европейского саммита разработчиков МООКов, по заказу Еврокомиссии в феврале-апреле 2014 г. провела опрос студентов, программистов и предпринимателей о том, какие требования они предъявляют к массовым онлайн-курсам в области веб-технологий. Исследование стало частью проекта Еврокомиссии «Стартап Европа». Для начала необходимо было дать рабочее определение понятию «МООК» или, по крайней мере, указать его наиболее важные черты. Наряду с уже привычным пониманием «открытости» и «массовости» P.A.U. Education рассматривало только те МООКи, в которых присутствуют интерактивные элементы и оценивание каждого из выполненных слушателями заданий, исключив тем самым из опроса и анализа его результатов наборы видеолекций и открытые материалы лекционных курсов (Open Courseware).

Как МООКи изменили положение на рынке виртуальных образовательных сред

15.05.2014

Еще несколько лет назад основная «битва» на рынке онлайн-образования шла между открытыми и закрытыми виртуальными образовательными средами (VLE). В лагере первых Blackboard постепенно скупал самых крупных конкурентов, интегрируя их технологии. Открытые проекты — такие, как MOODLE — используя фактор бесплатности, быстро вышли вперед по числу пользователей. К 2012 г. MOODLE прочно закрепил за собой лидерство (по состоянию на апрель 2014 г., у этой среды более 70 млн пользователей. MOODLE установлен в почти 65000 учебных заведений всех уровней). «Революция МООКов» изменила ситуацию в онлайн-образовании, еще более усилив конкуренцию. На первый план вышла борьба не за школы и университеты, которая ведется через их администрацию, а за конкретного пользователя с его бесконечно разнообразными интересами. Coursera и другие компании «большой тройки» легко перекрывают все количественные рекорды — и по общему числу пользователей, и по количеству стран, и по числу партнеров (тем более, что «большая тройка» заключает партнерские соглашения не с реселлерами, а с университетами). Университеты, устав от войны сторонников «открытых» и «закрытых» VLE, активно экспериментируют с собственными платформами (вспомним EdX и многочисленные примеры OpenCourseware). Как отреагировали на изменившуюся ситуацию лидеры рынка VLE?

«Учебные центры» Coursera: как вывести МООКи в оффлайн

12.05.2014

Среди рекомендаций, как сделать МООКи для профессиональной аудитории более эффективными (о них говорилось в нашей предыдущей новости), был совет чаще выносить контент курсов в оффлайн. Можно, например, задавать дискуссионные вопросы курса коллегам и потом приводить их ответы на форумах, или проводить микро-опросы. А что, если слушатели МООКов и все желающие будут собираться в каком-нибудь помещении с доступом в Интернет и обсуждать содержание курса, записывать дискуссии на видео и общаться с другими слушателями в текстовых и видеочатах?

МООКи для профессионалов: как интегрировать теорию и практику

08.05.2014

В последние полгода стало модным говорить, что «революция МООКов» выдыхается, что пресса и исследователи теряют к ней интерес, а сами МООКи неудержимо становятся очередной недолговечной игрушкой в системе образования. В реальности все, конечно, сложнее. Если то, что происходило в 2012–2013 гг., считать «революцией», то приходится применять к МООКам «законы» революционного развития, в которых за первым прорывом неизбежно наступает «контрреволюция». Однако метафоры общественно-политического развития, примененные к образованию, могут направить нас на ложный путь. Образование не может быть нерефлективным. Чтобы образовательные изменения работали, за «знанием» должно прийти «понимание». Поэтому правы те, кто считает, что 2014 год должен стать годом глубокого и детального обсуждения того, как жить в новой образовательной реальности МООКов, что она может дать ее участникам, а что не может. Кажущиеся самоочевидными выводы должны быть подтверждены количественными исследованиями, иначе они так и останутся «общими впечатлениями».