08.05.2014
В последние полгода стало модным говорить, что «революция МООКов» выдыхается, что пресса и исследователи теряют к ней интерес, а сами МООКи неудержимо становятся очередной недолговечной игрушкой в системе образования. В реальности все, конечно, сложнее. Если то, что происходило в 2012–2013 гг., считать «революцией», то приходится применять к МООКам «законы» революционного развития, в которых за первым прорывом неизбежно наступает «контрреволюция». Однако метафоры общественно-политического развития, примененные к образованию, могут направить нас на ложный путь. Образование не может быть нерефлективным. Чтобы образовательные изменения работали, за «знанием» должно прийти «понимание». Поэтому правы те, кто считает, что 2014 год должен стать годом глубокого и детального обсуждения того, как жить в новой образовательной реальности МООКов, что она может дать ее участникам, а что не может. Кажущиеся самоочевидными выводы должны быть подтверждены количественными исследованиями, иначе они так и останутся «общими впечатлениями».
28.04.2014
«Адъюнктизация» — возрастание процентной доли преподавателей, не работающих в университете по постоянному контракту — одна из наиболее острых проблем высшего образования в США. Еще год назад газета «Нью-Йорк таймс» сообщила, что адъюнкты составляют 76% от общего числа преподавателей (правда, по данным Американской ассоциации университетских преподавателей, их число пока не превышает 41%). Адъюнкты обычно не имеют медицинской страховки и других бонусов от работодателя и получают оплату в зависимости от числа прочитанных ими курсов (в среднем не более 3000 долларов за курс). Часто они не знают, где будут работать в следующем году или семестре. Именно для адъюнктов в первую очередь предназначена новая МООК-платформа Oplerno, которая начнет работу с летнего семестра 2014 г.
26.04.2014
В 2012 г. в мире насчитывалось 3000 стартапов, работающих в сфере онлайн-образования. Сейчас их количество как минимум удвоилось, в том числе за счет запуска российских образовательных сервисов. Но многие пока только ищут модель, которая могла бы быть коммерчески успешной.
24.04.2014
Одна из «большой тройки» провайдеров МООК в США — компания Udacity — объявила о прекращении с 16 мая 2014 г. выдачи бесплатных сертификатов по итогам курса. Основатель Udacity — профессор Себастьян Трун (Sebastian Thrun) назвал этот шаг «самым сложным решением» за все годы проекта.
21.04.2014
Уже не раз говорилось, что «революция МООКов» укоренится в образовательном пространстве лишь тогда, когда выйдет за пределы естественнонаучных дисциплин и IT-образования. Действительно, что может быть лучшим показателем популярности МООКов, если не проникновение их в область гуманитарных наук, где не так остра проблема устаревания материала, где новые технологии и методы исследования не меняют картину науки раз в поколение или чаще? Для преподавателей-гуманитариев МООК — хорошее средство расширить аудиторию и услышать в ней новые голоса, в том числе из «третьего мира» и стран, научный обмен с которыми налажен недостаточно хорошо. Студенты на таких курсах стремятся не только получить сертификат и конкретные навыки, но прежде всего расширить свой кругозор.