АНО Центр Образовательных Технологий

Являются ли МООКи угрозой традиционному профессиональному обучению?

11.06.2014
Источник: La Tribune, 25.10.2013

Тематические МООКи в таких областях, как финансы, маркетинг или ИТ стремятся найти себя в бизнесе, предлагая при этом существенную экономию.

Одни про МООКи ведут разговоры, другие их делают. Эрик Шардуайе, президент компании First Finance, которая выиграла «от 60 до 70% учебных бюджетов крупных французских банков», относится ко второй категории. 4 ноября 2013 г. его компания запустила МООК по теме «финансовый анализ», разработанный в партнерстве с Паскалем Кири, профессором HEC Paris и бывшим директором в банке BNPParibas.

Являются ли МООКи угрозой традиционному профессиональному обучению?

«У нас уже более 4000 зарегистрированных участников, и все должно еще ускориться в ближайшее же время. First Finance создана в 1996 году, и мы приняли участие в авантюре электронного обучения еще в 1999 году», — говорят Эрик Шардуайе и Паскаль Кири.

«То электронное обучение — версии 1.0, когда сотрудник вынужден был сидеть в течение часа перед своим компьютером, — не прижилось в бизнесе-среде», — говорит Жан-Марк Тассетто, соучредитель CoorpAcademy. First Finance «хорошо использовал знания из классического обучения и развития сертификации в области финансового анализа, — объясняет Эрик Шардуайе. — В 2010 году финансовый регулятор Франции решил сделать обязательной для новых сотрудников в финансовых учреждениях сертификацию, и мы получили хорошую долю рынка».

Почему же тогда делать ставку на МООК? «Поскольку этот тип обучения очень инновационный, — говорит Эрик Шардуайе. — Курсы планируются на определенное время — пять недель в нашем случае. Тренер играет решающую роль. МООК создает сильное взаимодействие не только между учителем и учащимися, но и между самими участниками».

Банки, похоже, заинтересовались этим. «Они зарегистрировали десятки сотрудников на наш МООК для пробы», — говорит руководитель First Finance, который планирует заработать €150000, инвестированные в производство курса, продавая «комплексные курсы» для желающих того участников. За 50 евро они получат учебник в поддержку курса и индивидуальную корректуру разбора бизнес-кейса. А за 300 евро они могут продолжить изучать курс в течение от 20 до 30 дополнительных часов, чтобы получить сертификат CFF (Certificate First Finance).

«Один крупный банк даже решил вызвать на собеседование о найме десять студентов, достигших наилучших результатов».

Расходы на обучение, разделенные на десять.

Сможет ли этот первый опыт получить распространение в мире профессиональной подготовки?

«Мы считаем, что есть реальный интерес к этой теме, — говорит Филипп Деланг, генеральный директор UniLearning Франция. — Кроме того, с появлением облачных технологий необходимые инвестиции менее обременительны. Поэтому МООКи представляют собой реальную угрозу для традиционной профессиональной подготовки».

«Компании очень заинтересованы в этой тематике», — говорит Жан-Марк Тассетто, который имеет намерение «развить свое предложение на все основные курсы, связанные с трансформацией бизнеса и массовой подготовкой по теме продуктов компании. Мы выставляем им фиксированную стоимость, а прибыль мы разделяем с ними в зависимости от успеха МООКа. По сравнению с обычным курсом в аудитории цены делятся на коэффициент от 8 до 10».

Одиль Эспозито (Odile Esposito)

Перевод с французского Н. Ермошкина