АНО Центр Образовательных Технологий

Старыгина С. Д., Нуриев Н. К. Дидактическая инженерия как методология организации подготовки в реально-виртуальной среде

Старыгина Светлана Дмитриевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики, Казанский национальный исследовательский технологический университет.

Нуриев Наиль Кашапович, профессор, доктор педагогических наук, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики, Казанский национальный исследовательский технологический университет.

Дидактическая инженерия — это методология (теория, практика, диагностика) организации деятельности по решению дидактических задач. В целом, в рамках этой методологии с использованием инженерных методов создаются дидактические системы нового типа, а также средства (технологии) обучения и диагностики качества подготовки, функционирующие в реально-виртуальной среде. На базе системного анализа разработана обобщённая функциональная модель деятельности человека по решению проблем, выявлены ключевые способности, установлена зависимость успешности результата решения проблемы от уровней развития ключевых способностей, сложности проблемы и глубины знаний. Основываясь на результатах исследований Яна Коменского, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, решена проблема доступности курса по сложности путём синхронизации скорости развития ключевых способностей и темпа обучения.

Ключевые слова: модель деятельности, поле компетенций, пространство проблем, дидактическая система, сложность проблем, дидактическая инженерия, высокоэффективная методология.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ (проект No 15-07-05761).

 

Библиографическое описание: Старыгина С. Д., Нуриев Н. К. Дидактическая инженерия как методология организации подготовки в реально-виртуальной среде // Образовательные технологии. 2016. № 2. С. 27–34.