АНО Центр Образовательных Технологий

Шепель В. М. Экономика образования

Виктор Максимович Шепель, профессор Педагогической академии последипломного образования, доктор философских наук, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РСФСР.

Известны слова Бисмарка, что войны выигрывает учитель. Известен такой факт: на один доллар, вложенный в образование, общество получает отдачу в виде десяти долларов. Обобщая оба примера, можно утверждать: то общество, в котором образование широко доступно и в которое постоянно вкладываются инвестиции, является обществом устойчиво суверенным и с развитой экономикой. О чём и свидетельствуют реалии в образе современных государств. Таковым в недалёком прошлом была наша страна. В СССР, по мировым меркам, была одна из лучших систем образования.

В настоящее время в нашей стране создаётся новая модель образования, соответствующая условиям современного социально-экономического уклада нашего общества. Одним из подтверждений этому является вновь создаваемая система последипломного образования. Она востребована не только объективно, но и субъективно. Например, в стране около 50% специалистов, получивших высшее профессиональное образование, после 2–3 лет меняют профессию, а потому нуждаются в профессиональной переподготовке. Интерес к последипломному образованию стимулируют и такие факторы, как профессиональное честолюбие, карьерные амбиции молодых и конкурентные мотивы опытных специалистов.

Если собрать воедино профессиональное честолюбие, карьерные устремления и конкурентные мотивы работающих специалистов, то практика свидетельствует об их неудовлетворённости содержанием последипломного образования. Почему? Дело в том, что многие могут заниматься повышением своей профессиональной подготовкой самостоятельно, используя современную информационную базу и отработанные технологии дистант-обучения по Интернету. Проработав после вуза несколько лет, многие специалисты убедились, что им не всегда удаётся теоретические знания результативно воплощать в практику. Не случайно в последние годы у работающих специалистов, особенно у педагогов, растёт спрос на аспирантуру в системе последипломного образования, где они могли бы получить необходимую научно-технологическую подготовку.

Педагоги, как исторический страт интеллигенции, чутко улавливают тенденцию: в современном обществе возрастает значение научной и практической педагогики. Эта тенденция обусловлена происходящими в обществе социально-экономическими бифуркациями, которые свидетельствуют, что по мере роста научно-технических достижений и возможностей людей в обеспечении своего материального благополучия актуализируется необходимость их устойчивого духовно-нравственного возвышения. В решении этой проблемы приоритетна роль педагогики как научной человековедческой дисциплины и её кадров, профессионально владеющих технологиями духовно-нравственного возвышения молодого поколения.

 

Библиографическое описание: Шепель В. М. Экономика образования // Образовательные технологии. 2012. № 2. С. 3–10.

Прикрепленные документы