Виктор Максимович Шепель, профессор Педагогической академии последипломного образования, доктор философских наук, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РСФСР.
Известны слова Бисмарка, что войны выигрывает учитель. Известен такой факт: на один доллар, вложенный в образование, общество получает отдачу в виде десяти долларов. Обобщая оба примера, можно утверждать: то общество, в котором образование широко доступно и в которое постоянно вкладываются инвестиции, является обществом устойчиво суверенным и с развитой экономикой. О чём и свидетельствуют реалии в образе современных государств. Таковым в недалёком прошлом была наша страна. В СССР, по мировым меркам, была одна из лучших систем образования.
В настоящее время в нашей стране создаётся новая модель образования, соответствующая условиям современного социально-экономического уклада нашего общества. Одним из подтверждений этому является вновь создаваемая система последипломного образования. Она востребована не только объективно, но и субъективно. Например, в стране около 50% специалистов, получивших высшее профессиональное образование, после 2–3 лет меняют профессию, а потому нуждаются в профессиональной переподготовке. Интерес к последипломному образованию стимулируют и такие факторы, как профессиональное честолюбие, карьерные амбиции молодых и конкурентные мотивы опытных специалистов.
Если собрать воедино профессиональное честолюбие, карьерные устремления и конкурентные мотивы работающих специалистов, то практика свидетельствует об их неудовлетворённости содержанием последипломного образования. Почему? Дело в том, что многие могут заниматься повышением своей профессиональной подготовкой самостоятельно, используя современную информационную базу и отработанные технологии дистант-обучения по Интернету. Проработав после вуза несколько лет, многие специалисты убедились, что им не всегда удаётся теоретические знания результативно воплощать в практику. Не случайно в последние годы у работающих специалистов, особенно у педагогов, растёт спрос на аспирантуру в системе последипломного образования, где они могли бы получить необходимую научно-технологическую подготовку.
Педагоги, как исторический страт интеллигенции, чутко улавливают тенденцию: в современном обществе возрастает значение научной и практической педагогики. Эта тенденция обусловлена происходящими в обществе социально-экономическими бифуркациями, которые свидетельствуют, что по мере роста научно-технических достижений и возможностей людей в обеспечении своего материального благополучия актуализируется необходимость их устойчивого духовно-нравственного возвышения. В решении этой проблемы приоритетна роль педагогики как научной человековедческой дисциплины и её кадров, профессионально владеющих технологиями духовно-нравственного возвышения молодого поколения.
Библиографическое описание: Шепель В. М. Экономика образования // Образовательные технологии. 2012. № 2. С. 3–10.