Рассмотренные три формы интеграции рынка труда и образовательного пространства, максимального приближения требований к подготовке рабочей силы к непосредственно учреждениям ее формирования позволяют сделать вывод, что данный процесс сегодня является сложным и неоднозначным. Каждая из интегративных форм имеет свои преимущества и недостатки и должна отвечать требованиям направления социально-экономического развития. В российской экономике представлен целый веер различных хозяйствующих субъектов, специфика их территориального расположения, потребностей, объемов производства и темпов экономического развития предполагает и возможность использования разных форм интеграции рынка образовательных услуг и рынка труда. Так, например, монопсонии, активно развивающиеся сегодня в силу специфики размещения природных ресурсов в государстве, а также транспортных путей в большей степени склонны к использованию корпоративных форм образования. В то время как на масштабных территориях, малонаселенных, протяженных в пространстве возможны к использованию университеты распределенного типа. В центрах сосредоточения населения, науки, производства, образования необходимо формирование исследовательских вузов. Сегодня в России действуют отдельные варианты всех рассмотренных вариантов интегративных схем, однако этот процесс — процесс наращивания образовательного потенциала государства путем построения форм активного взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда требует централизованной комплексной государственной программы, учитывающей специфику российской действительности, как территориальную, так и социально-экономическую. Только в этом случае комплекс используемых интегративных форм позволит максимально обеспечить подготовку специалистов в соответствии с потребностями как национального, так и мирового рынка.