АНО Центр Образовательных Технологий

New Professions Lab: платная образовательная программа от Digital October

11.11.2014

15 ноября 2014 г. первым курсом «Продюсер онлайн-курсов» открывается новая программа New Professions Lab на площадке Digital October.

New Professions LabНе только для России, но и в мировой практике предлагать МООК о том, как сделать МООК — идея достаточно новая и почти не разработанная (из немногих предшественников можно отметить индийский проект MOOC on MOOCs и дискуссионную площадку MOOC MOOC, не считая, разумеется, внутриуниверситетских обучающих курсов). Действительно, за прошедшие с начала «революции МООКов» три года накопилась критическая масса проблем, которые отчасти тормозят дальнейшее развитие массовых онлайн-курсов. Это и проблема соотношения записавшихся на курс и окончивших обучения, и вопрос о «культурном империализме» МООКов, и все, что связано с доступностью онлайн-образования для стран третьего мира. Конечно, единственный способ найти какие-то решения для этих проблем — обмен «лучшими практиками» и совместная рефлексия над уже полученными результатами.

Очень приятно видеть, что в этой рефлексии Россия уже не отстает от условного «Запада» на годы, а активно включается в обсуждение. Опыт конференции EdCrunch показал, что российское образовательное сообщество готово на равных обсуждать теорию и практику МООКов и создавать свои уникальные решения. New Professions Lab может стать именно такой площадкой.

Курс «Продюсер онлайн-курсов» — не просто МООК, так как совмещает онлайн-обучение с тремя аудиторными сессиями в неделю. Длина курса также необычна — три месяца. Каждый из месячных модулей имеет свою тему: «Как сделать успешный онлайн-курс?», «Технология создания образовательного контента» и «Образовательный курс как продукт» соответственно. Кроме Coursera, партнером курса выступило рекрутинговое агентство Pruffi.

Предполагается также сочетание индивидуальной и групповой работы: у каждой группы будет свой ментор, который поможет слушателям готовить их общий проект к итоговой презентации. Среди менторов и лекторов — директор по производству курсов Iversity Лара Руппертз, консультант EdX по интерактивным образовательным технологиям Филип Гуо, глава лондонской штаб-квартиры Knewton Чарли Харрингтон, основатель «Лекториум» Яков Сомов, основатель Stepic Николай Вяххи.

Как видно даже из этого неполного списка имен, курс объединит действительно новейшие и лучшие практики создания МООКов в России и за рубежом. К сожалению, далеко не все желающие смогут стать его слушателями — трехмесячная программа стоит 150000 рублей.

В этом виден интересный парадокс того, как образовательные и бизнес-практики осваиваются в России. Текущие мировые дискуссии о МООКах 2.0 сфокусированы на том, как перейти от модели «поставщиков контента» к обучению «один на один», где каждый слушатель, получив исходный контент, сможет создать новое знание и поделиться им с другими участниками. Возможно, такая точка зрения наивна и не будет работать в каждом МООКе, но нельзя отрицать, что такая модель действительно может решить по крайней мере проблему «отсева» слушателей, даже ценой снижения общего числа регистраций.

Но МООК 2.0 в таком виде просто не сможет работать, если не будет инклюзивным, если участники курса не привнесут в него собственный опыт. В МООКах предыдущего поколения успех курса полностью зависел от преподавателя, университета и провайдера — от их опыта, репутации, имени. Все это никуда не исчезнет, но даст ли маркетинговый подход к МООКам ожидаемый плод? Не получится ли так, что «генералы» образовательного рынка опять готовятся к прошедшей войне, передавая «сакральное» (в силу своей ценности) знание тем, кто преодолеет порог вхождения?

МООКи следующего поколения меньше всего нуждаются в том, чтобы превращать их в «элитарное» знание, так как они по своей сущности демократичны и массовы. Хотелось бы надеяться, что курс «Продюсер онлайн-курсов» и в целом New Professions Lab избежит этой опасности.

Зарегистрироваться для участия в курсе можно на сайте Digital October.

В. С. Макаров

Эндрю Нг, со-основатель Coursera:
Почему Coursera поддерживает New Professions Lab