АНО Центр Образовательных Технологий

«Стрелялка» от первого лица на острове Просперо

17.03.2014

Еще в 2008 г. Projekt A.R.I.E.L. (ARTificial Research in Electronical Live) — группа студентов театрального факультета университета Гильдесгейм (Германия) — начала разрабатывать виртуальный вариант острова Просперо из шекспировской «Бури». По названию пьесы в немецком переводе проект получил имя “SturmMOD”. Как ясно из второй половины названия, SturmMOD — пользовательская модификация уже существующей компьютерной игры, а именно Far Cry — шутера от первого лица, выпущенного немецкой компанией CryTek в 2004 г. Far Cry, как и другие игры CryTek, предусматривал возможность с помощью специального SDK-редактора изменять пейзажи, внешний вид персонажей и диалоги.

Projekt A.R.I.E.L. Как рассказывает руководитель проекта Штефан Кёлер (Stefan Köhler), ему сразу бросилось в глаза сходство места действия и завязки игры с шекспировской «Бурей»: герой Far Cry Джек Карвер после кораблекрушения оказывается на тропическом острове, где, чтобы спастись, ему надо раскрыть тайну опытов с генетической модификацией в научной лаборатории. Кораблекрушение, научная «магия», таинственные обитатели острова — все эти детали сюжета первой части Far Cry Кёлер считает вполне «шекспировскими», а раз эти миры так неожиданно пересекаются, почему бы не перенести героя на остров Просперо? Так палатка превращается в пещеру, где живут Просперо и Миранда, а обломки лодки напоминают о челноке, на котором они спаслись из Милана.

Студентам из Projekt A.R.I.E.L. вначале не хватало опыта игрового моддинга, поэтому они решили привлечь внимание к своему проекту на фестивале искусств в Гиссене знакомыми им театральными средствами. На длинные бумажные листы, которыми они увешали стены аудитории, проецировались игровые пейзажи из первой версии их «мода». Актеры, перемещаясь на фоне бумажного «экрана» и проходя между листов, оживляли виды острова сценами из «Бури». Сидящий за компьютером студент управлял «видом из глаз» героев, перемещая пейзаж по мере того, как менялись герои и сцены. Получалась не просто имитация фильма, а сложное соединение компьютерной игры и театра. Актер, игравший Калибана, прятался за листом бумаги, на которое проецировались деревья, а когда Калибан выходил из-за дерева и обращался к стоящему у другой стены комнаты Просперо, зрители видели пейзаж за спиной мага (и таким образом, его самого) как будто глазами Калибана. Прав рецензент из блога Spiegelregeln: SturmMOD заставляет зрителя-игрока постоянно «разбирать» и «собирать» пьесу Шекспира и игру Far Cry, понимая, что действие в нем не создается для играющего — он создает его сам, одновременно зритель и актер.

Развивая и совершенствуя свой мод, Projekt A.R.I.E.L полностью слил миры двух тропических островов. В недавно вышедшей версии 1.2.1 играющий может зайти в палатку-пещеру Просперо и инсценировать разговор Просперо с Калибаном или бродить вдоль берега океана вместе с Ариэлем, наблюдая, как волшебство духа воздуха, к примеру, меняет цвет песка. Кёлер признается, что концепция новой версии возникла под влиянием экспериментального театра Тима Крауча (Tim Crouch), прежде всего его монологов шекспировских героев (I, Caliban; I, Malvolio и др.).

«Стрелялка» от первого лица на острове ПроспероSturmMOD скачали и установили на свои компьютеры более 17000 пользователей. Вероятно, это означает, что основную проблему совмещения двух миров (как ее обозначил Кёлер) — любители «Бури» не понимают ценности компьютерных игр, а фанаты Far Cry не читают Шекспира — хотя бы отчасти удалось решить.

Особенно ценно, что разработка SturmMOD’а проходила в университетском пространстве, в рамках учебного проекта. Такой и должна быть роль университета в современном обществе — роль образовательной площадки, где с небольшими затратами можно объединять различные практики, переходить от элитарного к массовому и обратно, показывая, как сложное искусство Шекспира находит отражение в компьютерной игре. Если взглянуть чуть дальше, понятно, что «Буря» «перетягивает» на себя пейзаж компьютерной игры, подчиняет ее шекспировскому тексту, открывает связь между «технологическим» настоящим и «магическим» прошлым, учит зрителя понимать культуру как бесконечные цепочки таких связей. Видя только один конец цепочки, невозможно понять, почему наш мир таков, каким он стал. Искать подобные связи — вот вызов и задача для современного образования.

А что же с оружием Джека Карвера из Far Cry? На острове оно, вероятно, так и не пригодится.

См. также:

В. С. Макаров

Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом

ИзображениеSHAKSPER


Playing Shakespeare - Mod DB