АНО Центр Образовательных Технологий

Palladio — новая платформа для визуализации данных

24.03.2014

Лаборатория гуманитарных наук и дизайна (Humanities + Design Lab) Стэнфордского университета предлагает всем желающим поучаствовать в бета-тестинге своей платформы визуализации данных, получившей в честь великого итальянского архитектора имя «Palladio».

Palladio — новая платформа для визуализации данныхДля работы с платформой необходимо загрузить файл со структурированными данными (excel-таблицу, в которой каждой строке соответствуют несколько параметров, например, для печатной книги — автор, год и место издания и т. д.). Palladio автоматически визуализирует данные в форме карты основных центров книгопечатания или диаграммы, иллюстрирующей связь между авторами книг и городами, в которых жили они сами и их издатели.

Зачем нужна такая платформа? «Цифровые гуманитарные науки» давно доказали свою важность для ученых: с помощью компьютерных технологий можно быстро и совместно вводить и обрабатывать большие массивы данных, привлекая внимание к тем их аспектам, которые до сих пор оставались незамеченными. Например, если визуализировать данные о студентах и выпускниках Оксфордского и Кембриджского университетов, собранные еще на рубеже XIX–XX веков, можно проследить, из каких регионов Британии и мира были родом профессора и студенты, где они работали после окончания университета, с кем были связаны интеллектуальными интересами. Все это делает платформы визуализации обязательным инструментом для изучения интеллектуальных сообществ. «Антропологический поворот» в гуманитарных науках делает из интеллектуальной истории прежде всего историю интеллектуалов, историю людей, а не только их идей. При этом рушатся многие традиционные стереотипы: оказывается, что «идеологические противники» или научные оппоненты были связаны целой сетью незримых связей: они могли переписываться, иметь общих учеников, учителей, коллег, схожую сеть контактов.

Это знание не только меняет научные теории и парадигмы: оно позволяет задействовать в работе с платформами визуализации студентов и аспирантов, соединить научный поиск и учебный процесс. Познакомившись с проектом «Карта Лондона раннего Нового времени», университетские преподаватели стали предлагать студентам в рамках семинаров готовить статьи с описанием улиц и достопримечательностей шекспировского Лондона. Студенты, что очень важно, не только учатся писать научно-энциклопедические тексты, но и расширяют кругозор, погружаются в атмосферу междисциплинарных исследований (на какой улице жил писатель, чьи произведения они изучают? Как она выглядела на карте? Какие здания стояли рядом? Сколько стоил обед в его любимой таверне? Что говорят обо всем этом герои его текстов? и т. д.).

Несмотря на кажущуюся простоту обработки и ввода данных, они требуют квалификации не ниже студенческой: нужно выверить даты, названия, в том числе географически, правильно составить описание каждого объекта. И если компетентностный подход требует от студентов применять теоретические знания на практике и «апробировать» материалы своих исследований, на помощь снова приходят «цифровые гуманитарные науки» и в частности, платформы визуализации данных.

Palladio появился на свет в рамках проекта «Картографирование республики ученых» (Mapping the Republic of Letters), а в качестве примера на сайте Palladio размещена визуализация адресатов писем Галилео Галилея за 1633 г. Проект получил поддержку Национального гуманитарного фонда США (NEH) и Бюро гуманитарных наук.

Для работы с бета-версией платформы регистрация не нужна.

См. также:

В. С. Макаров

Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом