АНО Центр Образовательных Технологий

Что хотят от МООКов европейские студенты, программисты и предприниматели

02.06.2014

Компания P.A.U. Education, со-организатор европейского саммита разработчиков МООКов, по заказу Еврокомиссии в феврале-апреле 2014 г. провела опрос студентов, программистов и предпринимателей о том, какие требования они предъявляют к массовым онлайн-курсам в области веб-технологий. Исследование стало частью проекта Еврокомиссии «Стартап Европа».

Что хотят от МООКов европейские студенты, программисты и предпринимателиДля начала необходимо было дать рабочее определение понятию «МООК» или, по крайней мере, указать его наиболее важные черты. Наряду с уже привычным пониманием «открытости» и «массовости» P.A.U. Education рассматривало только те МООКи, в которых присутствуют интерактивные элементы и оценивание каждого из выполненных слушателями заданий, исключив тем самым из опроса и анализа его результатов наборы видеолекций и открытые материалы лекционных курсов (Open Courseware). На составленной авторами карте присутствуют 56 европейских МООКов, выполненных участниками опроса. Как видно из карты, в Европе лидируют Испания и Германия (21 и 20 МООКов соответственно), за ними идут Франция и Великобритания. Ни один МООК из стран Восточной Европы не попал в итоговую выборку: вероятно, они не соответствуют требованиям P.A.U. Education.

Предложенное авторами исследования определение делает особый акцент на создании «образовательных сообществ»: «МООК — это открытый любому слушателю без ограничений онлайн-курс, бесплатный и без ограничений по доступу, обычно устанавливающий набор конкретных целей обучения в определенной дисциплине. МООК продолжается определенное время (с точно указанными датами начала и окончания курса) и предлагается на онлайн-платформе, позволяющей интерактивную деятельность между студентами или между ними и преподавателями, стимулирующей создание образовательных сообществ» (“A MOOC is an online course open to anyone without restrictions (free of charge and without a limit to attendance), usually structured around a set of learning goals in an area of study, which often runs over a specific period of time (with a beginning and end date) on an online platform which allows interactive possibilities (between peers or between students and instructors) that facilitate the creation of a learning community”. Это определение, вероятно, будет взято за основу Еврокомиссией для регулирования будущих стандартов МООКов во всем Евросоюзе.

В опросе приняли участие 2800 студентов, программистов и предпринимателей из 21 страны. Что неудивительно для профессионалов в области веб-технологий, 64% респондентов (студенты — 63%, программисты — 70%, предприниматели — 67%) знакомы с МООКами и участвовали (как слушатели или тьюторы) хотя бы в одном курсе, и лишь 25% никогда не слышали о МООКах. Более половины респондентов подтвердили, что МООКи помогли им улучшить компетенции как минимум в одной из трех групп навыков (ключевые навыки программирования; расширенные навыки, включая веб-дизайн и компьютерную анимацию; и смежные навыки, в частности, в области дизайна компьютерных игр). Интересно, что большинство респондентов не заинтересованы в образовательных программах на основе МООКов — напротив, IT-специалистов привлекают МООКи, в которых набор ключевых компетенций ограничен, а целевые навыки максимально конкретны. Это можно объяснить и тем, что у более 80% респондентов уже есть как минимум одна ученая степень (49% — бакалавры и 33% — магистры и выше). 60% респондентов готовы платить за сертификат об окончании курса.

Предприниматели и авторы МООКов, попавших в итоговую выборку, выразили интерес к МООКам, нацеленным на особенно востребованные на рынке навыки (программирование для мобильных устройств на iOS и Android, дизайн компьютерных игр). Получив обратную связь от МООК-провайдеров, P.A.U. Education завершила свое исследование следующими рекомендациями:

1) МООКи в области IT целесообразно создавать не только в университетах (где реализуются низшие ступени пирамиды навыков, согласно классификации Пьера Дилленбура — теоретические и практические основы программирования), а прежде всего в обучающих центрах и компаниях, которые заинтересованы в поиске узкоспециализированных профессионалов. Тем не менее, эту логику нельзя распространять на весь образовательный рынок. Она будет работать только в сильно сегментированных и узкопрофессиональных областях.

2) Взаимодействие с университетами остается необходимым, чтобы предотвратить разрывы в пирамиде навыков. Университет не должен слепо следовать быстро меняющимся стандартам в IT, но готовить студентов, способных быстро переключаться из одной области разработки в другую с помощью МООКов. В таком случае баланс основных и дополнительных образовательных программ будет гармоничным.

3) В проанализированных МООКах найдены два важных пробела. Первый связан с проблемой мотивации и самомотивации (здесь команда P.A.U. Education делает те же выводы, что и группа исследователей из GCU и Гарварда). Второй — в отсутствии единых стандартов сертификации, которые были бы приемлемы для МООК-провайдеров, университетов и работодателей. МООКи, по мнению авторов исследования, никогда не заменят традиционные университетские программы и степени, поэтому, чтобы увеличить их эффективность, необходима совместная работа тьюторов и преподавателей внутри университетов и вне их.

Полный текст опроса и исследования его результатов, а также пресс-релиз, доступен на сайте Open Education Europa.

В. С. Макаров