АНО Центр Образовательных Технологий

МООК о высшем образовании: что узнают преподаватели и студенты со всего мира друг о друге

03.03.2014

27 января 2014 г. на платформе Coursera заработал первый в истории МООК о проблемах образования под названием «История и будущее (главным образом) высшего образования» [History and Future of (Mostly) Higher Education]. Ведет курс профессор Кэти Дэвидсон (Cathy Davidson) из университета Дьюка.

МООК о высшем образовании. «Осторожно, впереди новая парадигма»В отличие от большинства МООКов, повторяющих университетскую программу, этот полностью уникален. Провести его предложили участники проекта «Формируя будущее высшего образования» (Shaping the Future of Higher Education) под эгидой альянса HASTAC. Миссия проекта (и соответственно, МООКа) в том, чтобы оценить наследие традиций высшего образования во всем мире и создать новые образовательные формы c учетом нужд настоящего и планов на будущее (assess the educational legacies we’ve inherited in order to design new ways of learning for present needs and future aspirations). В логотипе проекта — фотография предупреждающего дорожного знака «Осторожно, впереди новая парадигма».

К участию в проекте и МООКе приглашены все: от школьных учителей и воспитателей детского сада до вузовских преподавателей, политиков и бизнесменов. Коллективными усилиями разработана библиография и перечень наиболее интересных инновационных инициатив (о них мы планируем рассказать подробнее). Ссылки на другие интересные проекты и продукты, поддержанные альянсом, можно найти в «Твиттере» и «Фейсбуке» по хэштегу #FutureEd.

На МООК записалось более 14000 участников — и в отличие от традиционных МООКов, здесь почти нет студентов. Профессор Дэвидсон разработала не только учебный план и модульную структуру, но и — что очень важно — особую методологию открытого онлайн-курса, которую назвала «сотрудничеством на основе различий» (collaboration by difference). Участники проекта разбиты на группы в зависимости от своей работы (сотрудники образовательных структур, правительственных, некоммерческих организаций и т. д.) Они не столько отвечают на заданные профессором вопросы, сколько общаются в текстовых и видеочатах (с помощью Google Hangouts), обмениваясь опытом и готовясь в следующие недели МООКа встретиться с коллегами из других групп. Чтобы получить сертификат об окончании, необходимо пройти итоговый тест в каждую из шести недель МООКа, а тем кто хочет сертификат с отличием, нужны еще три положительных отзыва от других участников.

Первые поступившие отклики американских участников говорят об одном: варясь в соку своих проблем, мы очень мало знаем о том, как с похожими проблемами справляются на другом конце планеты или даже в соседнем штате. Если (как часто говорят) МООКи и открытые образовательные ресурсы в целом ведут к унификации и стандартизации образования во всем мире, тогда они прежде всего должны стать площадкой для обсуждения накопленного за столетия образовательного опыта — с учетом того, насколько его традиции в Китае отличаются от европейских или российских.

В. С. Макаров

Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом