12 ноября прошла презентация интернет-площадки для продажи образовательного контента BeSmart.net. Площадка представляет собой связующее звено между экспертами, которые хотят монетизировать свои знания, и пользователями интернета, которые желают эти знания получить.
Теоретически, любой желающий может зарегистрироваться и начать продавать свой контент. На практике, к контенту предъявляется ряд требований. Во-первых, контент должен отвечать требованиям к техническому качеству. Во-вторых, содержательная часть рассматривается модераторами, инструкции для которых составляет экспертный совет во главе с Максимом Поташёвым, хорошо известным россиянам по «Что? Где? Когда?». Деньги авторам выплачиваются от лица иностранной компании.
Александр Вульфович, руководитель BeSmart.net, пояснил, что рынок платного образовательного контента в России — это достаточно новая область, и контент, в основном, генерируется компаниями. При этом, большинство представителей «инфо-бизнеса» не представлено в онлайне, за исключением языковых курсов. BeSmart.net позволяет всем желающим выйти в онлайн, не вкладывая деньги в разработку онлайн ресурса.
Создатели BeSmart не рассчитывают, что проект даст моментальный эффект — он рассчитан на многие годы, и будет развиваться не только в России, но и на других рынках. Объем заявленных инвестиций в BeSmart.net — $4 млн на ближайшие три года. Инвестором выступает гонконгский инвестиционный фонд Education Matrix. По прогнозам годовой доход проекта может составить около $15,4 млн. План на ближайший год — около 100 тыс. закачанных лекций. Средняя стоимость одной лекции — 150 руб.
Продажа контента, если контент стоящий, всегда сталкивается с вопросом пиратства этого контента. Как пояснили в BeSmart, защита контента на сервисе будет проводиться техническими и административными мерами. Контент будет помечаться «водяными знаками», и на сервисе будет защита от копирования. Административная часть будет заключаться в мониторинге «утекших» копий и применении российского законодательства к пиратам. В компании положительно оценивают развитие законодательства в этой области в России в последнее время. Кроме того, BeSmart рекомендует авторам не завышать стоимость материалов, чтобы цена была доступна широкой аудитории и пользователям было бы просто удобнее и проще заплатить за этот контент и получить его в хорошем качестве на сайте.
Иногда пиратство вызвано не только ценой, но и удобством потребления контента (переносимостью между устройствами и т.п.). Сейчас большое развитие получили мобильные устройства, и, например, YouTube получает 40% трафика с мобильных устройств. По словам Александра Вульфовича, у BeSmart пока нет мобильного приложения, но оно должно появиться в середине следующего года.
Что касается отличия от Coursera, то, по словам Вульфовичав, контент Coursera и онлайн-классов учебных заведений генерируется ими самими и является академическим. Контент BeSmart более прикладной и создается пользователями, что позволяет поддерживать гораздо более широкую тематику. При этом в BeSmart готовится модуль, который позволял бы учебным заведениями формировать курсы и проводить тестирования знаний.
Также в планах есть модуль для проведения «живых» видео-сессий с экспертами (нечто подобное на базе Hangouts запустил недавно американский Google под название Helpouts).