Когда MIT и Гарвардский университет объявили в конце 2011 г. о запуске платформы массовых открытых онлайн-курсов EdX, они предложили потенциальным университетам-партнерам следующие условия: те из них, что подпишут хартию проекта и станут «уставными членами» (Charter Members), получат особые права. Они станут полноправными участниками x-Консорциума (xConsortium), их представители могут участвовать в заседаниях его совета и голосовать по стратегически важным решениям.
Сейчас список уставных членов расширился до 33 (буквально на днях к консорциуму присоединился Колумбийский университет). Но по количеству пользователей и партнеров EdX проигрывает своим конкурентам — компаниям Coursera и Udacity. При этом число уставных партнеров не может расти так быстро, как количество университетов-партнеров у конкурентов EdX, где достаточно просто подписать не дающее особых прав партнерское соглашение.
Означает ли это, что консорциум заранее обречен проиграть коммерческим компаниям? Не обязательно. Структуру можно сделать более гибкой, например, введя несколько уровней партнерства («снизив входной барьер»). Именно такое решение принял EdX: университеты теперь могут вступать в консорциум просто как его участники. Раньше эта роль была зарезервирована только за необразовательными организациями (Линукс-Фонд, МВФ, Смитсоновский институт и т. д.). Теперь к ним присоединятся Автономный университет Мадрида, Гамильтон-колледж, Университет Осаки и ряд других вузов.
Новые члены так же, как и «уставные», смогут предлагать на платформе EdX курсы для своих студентов и всех желающих, но не будут влиять на политику консорциума. Предполагается, что это поможет EdX преодолеть отставание от Coursera и Udacity по числу пользователей и курсов.
Еще в декабре 2013 г. EdX стал первым из «большой тройки» MOOK-провайдеров, кто отказался от идеи помогать слушателям своих курсов найти работу. На днях отказ был окончательно подтвержден, а переговоры с такими потенциальными работодателями, как Google, Amazon и SAP, полностью свернуты. Компании полностью проигнорировали предложения EdX: из 868 студентов — не граждан США, чьи резюме в течение 2012–2013 гг. учебного года консорциум предложил работодателям, только трое были вызваны на собеседование, и ни один из них не получил работу. Вероятно, компании пока не могут преодолеть стереотипный взгляд на МООКи, считая, что они предлагают образование без серьезного контроля качества, а главное — их слушатели обучаются бессистемно, не в рамках единой образовательной программы (бакалаврской или магистерской).
Чтобы доказать высокую квалификацию слушателей, провайдерам МООКов придется через какое-то время вернуться к этому вопросу — если они действительно хотят составить конкуренцию университетам, или, как в случае с EdX, диверсифицировать университетскую образовательную программу.