На Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне представители консорциума EdX и самой большой социальной сети мира — Facebook — выступили с совместным заявлением, объявив о создании нового проекта SocialEDU.
Уже не раз отмечалось, что развивающиеся страны дают поразительно высокий процент от общего числа участников МООКов. Еще в первый год «МООК-революции» (2012) аналитики Coursera подсчитали, что почти 17% слушателей на предложенные на платформе курсы приходится только на страны БРИК, а в целом развивающиеся страны «поставляют» провайдерам МООКов до половины слушателей (в случае EdX — 48%, из которых 10% живут в беднейших странах Африки). У этого процесса есть свои положительные и отрицательные стороны, о которых мы надеемся написать отдельно (утверждают, например, что запись на онлайн-курсы негативно влияет на университеты третьего мира, отнимая у них студентов, или что МООКи — инструмент «культурного империализма»). Об экономических плюсах и минусах онлайн-курсов для граждан развивающихся стран в блоге Всемирного банка написал Майкл Трукано.
Проект SocialEDU обещает предоставить жителям беднейших стран мира бесплатный мобильный доступ к ряду курсов с платформы EdX. В качестве пилотного проекта выбрана Руанда — страна, пережившая геноцид начала 1990-х гг. и сопутствующую ему гуманитарную и экономическую катастрофу. Свое участие в проекте подтвердили Nokia (компания произведет и поставит в Руанду дешевые смартфоны), оператор сотовой связи Airtel (предоставит бесплатный траффик для мобильного приложения SocialEDU) и правительство Руанды, которое расширит сеть бесплатных WiFi-хотспотов и поможет адаптировать курсы к образовательному уровню страны. Facebook, в свою очередь, разработает бесплатное приложение, с помощью которого пользователи социальной сети в Руанде смогут получить доступ к курсам EdX. Результатом проекта, как надеются его участники, станет опыт «локализованного, социального образования» — с возможностью свободного общения между слушателями, обсуждения проблем в актуальном для третьего мира ключе.
Несомненно, что проект обречен на успех: число слушателей МООКов в Руанде вырастет, расширится их общий кругозор и образовательные компетенции. Но пойдет ли такой «локализованный опыт» им на пользу? В глобализованном мире полностью конкурентоспособным студент может быть, только детально представляя себе социоэкономическую ситуацию во всем мире, только в общении со студентами разных стран. Не приведет ли SocialEDU Руанду в образовательное «гетто»? Будущее покажет. И особенно важной в этом будущем останется роль учителей, профессоров и координаторов, которые не должны предлагать студентам полностью замкнуться в рамках одной платформы. SocialEDU может стать первым шагом в мир МООКов и глобального образования, за которым должны последовать и следующие шаги.
Изображение: Twist