Большинство топ-компаний, работающих в области электронного образования в России, показали уверенный рост выручки. Многим из них сыграли на руку ограничительные меры из-за короновирусной пандемии. Основная сложность, с которой сталкиваются образовательные онлайн-сервисы, — как сохранить и даже улучшить качество при значительном росте количества пользователей. Происходит консолидация рынка вокруг крупных игроков, поскольку к этой сфере все чаще проявляют интерес инвесторы. Хотя число обучающихся значительно выросло, тем не менее значительная их часть использовала лишь бесплатный контент. Выручка же увеличилась благодаря активности служащих, администраторов, менеджеров и других работников умственного труда.
Согласно рейтингу, представленному компанией Smart Ranking и ИТ-холдингом TalentTech, 45 крупнейших отечественных EdTech-компаний во втором квартале прошлого года заработали на 26,5 % больше, чем в первом квартале. Если сравнивать показатели со вторым кварталом 2019 года, то рост составил значительные 87 %.
Эксперты отметили ряд тенденций, которые обозначились в ушедшем 2020 году. Впервые большей популярностью стали пользоваться различные курсы языков программирования, которые принесли компаниям больше денег, чем курсы иностранных языков. Так, онлайн-университет современных профессий Skillbox, чьим основным инвестором в 2019 году стала Mail.Ru Group, увеличил выручку почти в 3,5 раза. Для сравнения лидер прошлых двух лет онлайн-школа по изучению английского языка Skyeng увеличила выручку только на 42,86 %. Уверенный рост продемонстрировало и большинство других платформ, обучающих цифровым специальностям (например, Geekbrains — 150 % «Яндекс.Практикум» — 625 %).
Более скромные результаты наблюдались у сервисов, специализирующихся на школьном онлайн-образовании. Возможными причинами этого называют отсутствие спроса в летние месяцы, а также усталость учеников и их родителей от дистанционного обучения. К примеру, выручка онлайн-школы «ИнтернетУрок» выросла на 56,92 %, «Учи.ру» — на 50 %, «Я.Класс» — на 142,59 %. В этой области проявляют активность также проекты других крупных игроков (Сбер, Skyeng, Mail.ru Group и др.).
Некоторые классические онлайн-школы попали в ситуацию, при которой количество пользователей увеличилось, а доходы упали, поскольку они вынужденно делали скидки из-за снижения покупательской способности населения и сокращения бюджетов юридических лиц (например, компания «Актион-МЦФЭР» продемонстрировала спад на 11,17 %). Пострадали и сервисы, специализирующие на офлайн-профессиях (например, у Sikorsky Beauty Academy, обучающей парикмахеров и бьюти-мастеров, выручка сократилась на 23,42 %). Столкнулись с трудностями и компании, ориентированные на корпоративное онлайн-обучение (например, Teachbase показала нулевой результат).
Наконец, все чаще звучат мнения о том, что будущее за теми игроками, которые смогут одновременно предлагать не только качественное онлайн-образование, но и различные офлайн-решения. На рынок электронного дополнительного образования уже вышли некоторые крупные вузы, в том числе в сотрудничестве с онлайн-школами. Все большее число обучающихся нацелены на выстраивание стратегии профессионального роста, в том числе имея возможность обучаться по долгосрочным программам.
Подг. Б. Н. Гайдин по материалам РБК Тренды