АНО Центр Образовательных Технологий

Конференция «EdTech Russia 2014: Монетизация online-образования»: итоги встречи

31.03.2014

20 марта 2014 г. в центре Digital October прошла конференция «EdTech Russia 2014: Монетизация online-образования». Организаторами выступили онлайн-площадка российского венчурного рынка Rusbase и новый российско-израильский проект по созданию торговой площадки BeSmart, получивший от гонконгского венчурного фонда 4 млн долларов на развитие и позволяющий любому пользователю Интернета продавать и покупать образовательные и познавательные материалы.

Конференция «EdTech Russia 2014: Монетизация online-образования»: итоги встречиСреди участников — большинство крупнейших российских стартапов в области образования: Uniweb.ru, Zachetka.com, Easyten.ru, Universarium.org, Eduson.tv, Clearmath.ru, Cleverbear.ru, Dctio.com, Edumarket.ru, Lingualeo.ru и др.

Главная тема встречи — как заставить потенциальных клиентов платить за онлайн-курсы, тренинги, репетиторство и другие образовательные онлайн-услуги. Предприниматели откровенно делились разнообразными моделями ведения бизнеса и схемами его монетизации.

Характерно, что практически все российские стартапы предлагают платные услуги, тогда как большинство зарубежных аналогов остаются бесплатными и пытаются заработать на рекламе, работодателях, продаже учебной литературы и сертификатов об окончании обучения.

Первый год пользования отечественными платформами, как правило, предоставляется университетам бесплатно. Но, по мнению одного из выступавших, когда клиент платит, он начинает постепенно «подсаживаться» на продукт. Очень важно при этом правильно структурировать систему оплаты и брать деньги вперед, чтобы университеты были заинтересованы в доведении работы по созданию продукта до конца. Иначе при первой же возникающей проблеме университет может от него отказаться.

Важнейшим условием для успешного бизнеса и российские, и зарубежные предприниматели считают взаимодействие со школами и университетами, которые, прежде всего, предоставляют доступ к колоссальной клиентской базе данных студентов и выпускников. Кроме этого, университеты создают контент, которым успешно торгуют образовательные сайты, оставляя себе, со слов руководителя сайта Uniweb, как минимум 50 % от оплаты. На сегодняшний день большинство российских университетов не готовы к такому сотрудничеству, так как, в отличие от своих зарубежных коллег, не участвуют в глобальной конкуренции. Слабое знание иностранных языков также является серьезным тормозом в этом процессе.

Довольно остро стоит проблема нехватки кадров в области онлайн-образования. Многие стартапы вынуждены сами заниматься подготовкой онлайн-преподавателей, которые должны быть не только экспертами в своей теме, но и обладать качествами коучей, тренеров, быть мотивированными и гибкими. Количество дипломов и почетных званий — далеко не главный критерий при отборе персонала.

Как создать «правильный» образовательный продукт? Как заманить пользователя: заставить зарегистрироваться, заплатить за учебный курс и закончить его, а не бросить на полдороге? Стоит ли университетам создавать свой собственный бренд или пойти по пути сотрудничества с уже существующими на рынке игроками, как это сделали ВШЭ и СПбГУ? Какие новые методики могут помочь успешному онлайн-обучению? Эти и многие другие вопрос обсудили участники конференции.

Присутствовавшие на конференции инвесторы оценили рынок образовательных онлайн-услуг, как стремительно развивающийся и однозначно имеющий огромные перспективы, и призвали не бояться инвестировать, несмотря на то что прибыль будет не завтра! Вот только одна из озвученных цифр, говорящая сама за себя: родители российских выпускников этого года готовы потратить на образование своих детей 400–500 млн долларов.

Н. И. Ильинская