Среди рекомендаций, как сделать МООКи для профессиональной аудитории более эффективными (о них говорилось в нашей предыдущей новости), был совет чаще выносить контент курсов в оффлайн. Можно, например, задавать дискуссионные вопросы курса коллегам и потом приводить их ответы на форумах, или проводить микро-опросы. А что, если слушатели МООКов и все желающие будут собираться в каком-нибудь помещении с доступом в Интернет и обсуждать содержание курса, записывать дискуссии на видео и общаться с другими слушателями в текстовых и видеочатах?
По такому пути уже почти год идет Coursera, предложив создать сеть «учебных центров» (learning hubs). В этих центрах дистанционное обучение может превращаться в «смешанное» (blended learning). Участники МООКа могут совместно работать над проектом, готовиться к тестам или даже становиться тьюторами, объясняя друг другу материал курса.
Как показало одно из первых исследований эффективности онлайн-курсов, оффлайн-составляющей пренебрегать опасно. Если у слушателей будет возможность увидеть друг друга воочию, обменяться опытом и знаниями, их мотивация (а следовательно, и умение ставить индивидуальные цели обучения) возрастает. В таком МООКе процент незакончивших курс или «молчащих» участников будет ниже, а успеваемость тех, кто имел возможность обсудить материалы курса в оффлайне, возрастет, по данным исследования, на 3 балла (по американской буквенной шкале).
Пока у Coursera около 30 таких центров-партнеров. Интересно, что они в основном расположены в странах, где у компании относительно немного или вообще нет партнерских соглашений с университетами. 55% центров, по данным самой компании Coursera, находятся в развивающихся странах, где не все участники могут дома или на работе иметь доступ к высокоскоростному Интернету. Если слушатель МООКа более или менее постоянно посещает центр, вероятность, что он успешно закончит курс, возрастает с 6,8% до как минимум 30%. Из всех предлагаемых на платформе Coursera МООКов наиболее популярны в центрах курсы по предпринимательству (22%), естественным, техническим и математическим наукам (STEM, 20%) и теории и практике коммуникации (13%).
Если в первые месяцы партнерской программы «центры изучения» в основном открывались в колледжах и университетах, то в 2014 г. новой тенденцией стало размещать их на менее эксклюзивных площадках — в бизнес-инкубаторах, лекционных центрах и даже библиотеках. В Москве, например, «учебным центром» стала «Лаборатория знаний» Coursera на площадке Digital October, а в Киеве — инновационный технопарк Bionic Hill. Среди объявленных на днях новых партнеров — Нью-йоркская публичная библиотека (вторая в стране по объему фондов). Почти 2 млн читателей библиотеки смогут без дополнительной платы участвовать в семинарах, лекциях и митапах (встречах) слушателей МООК, а также получать консультации менторов (тьюторов) популярных курсов. Предполагается, что менторами на безвозмездной основе будут аспиранты и магистранты университетов Нью-Йорка. Все организационные расходы библиотека берет на себя, предлагая как минимум 5–6 мероприятий в неделю.
Для неанглоязычных стран «учебные центры» сыграют еще одну важную роль. Они могут обеспечивать централизованную и грамотную локализацию курса, его перевод на другие языки. Так, в Digital October менторы уже проводят лекции, семинары и консультации на русском языке, помогая слушателям, которые хотят работать в МООКах от Coursera, но недостаточно хорошо знают английский. Глобальное сообщество переводчиков — новый проект Coursera, о котором мы расскажем отдельно, — будет прежде всего базироваться в «учебных центрах». Компания серьезно настроена «преодолеть языковой барьер» — как и организационные, технические и другие препятствия, что могут помешать слушателям по всему миру успешно работать в МООКах.