- А. Е. Бебнев.
Массовые онлайн-курсы как новая инновационная тенденция образовательной сферы
Основные принципы развития МООКов. xMOOC и cMOOC: сходство и отличие (на рус.) [архивировано в WebCite] - Актуальные проблемы разработки и внедрения дистанционных курсов в практике обучения Казанского федерального университета
- Александр Мураховский.
Как я учился онлайн, или Почему Coursera лучше университета
Лайфхакер, 21.07.2014 [архивировано в WebCite] - Анна Сакоян.
Ликбез XXI века
Polit.ru, 30.01.2014 [архивировано в WebCite] - Анна Сакоян.
Школа открытых данных: образовательный эксперимент
Polit.ru, 23.01.2014 [архивировано в WebCite] - В. С. Макаров.
Что хотят от МООКов европейские студенты, программисты и предприниматели - И. Ю. Травкин.
Массовые открытые онлайн-курсы: американская модель и перспективы ее развития
Эссе посвящено американской модели массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и основано на личном опыте наблюдения и участия в развитии новых форм открытого образования. В нем излагаются аргументы, позволяющие связать перспективы развития американской модели МООК с потенциальной экспансией американской системы высшего образования (на рус.) [архивировано в WebCite]. - Ли Юань и Стефан Пауэлл.
МООК и открытое образование: Значение для высшего образования. Белая книга
CETIS, март 2013 (перевод на рус. В. Лаптевой) [архивировано в WebCite]. - Мэрилен Колтер.
Массовые открытые онлайновые курсы
(Доклад, представленный на Всемирном конгрессе ИФЛА (17–23 августа 2013 г., Сингапур)
Кратко изложена история возникновения массовых открытых онлайновых курсов в контексте инструментов дистанционного и сетевого образования. Рассмотрено, как университет (в данном случае Стэнфордский) в целом и его библиотеки в частности интегрируют эти методы в процесс образования (на рус.) [архивировано в WebCite]. - Руслана Радчук.
Стоит ли бояться Coursera?
«Троицкий Вариант» № 145, 14.01.2014 [архивировано в WebCite] - С. Л. Тимкин.
Лихорадка MOOCs. Как национальные образовательные системы реагируют на американские проекты
[архивировано в WebCite] - Эндрю П. Келли и Фредерик М. Хесс.
Больше, чем реконструкция: инновации в области высшего образования
Hudson Institute Initiative on Future Innovation, июнь 2013 (перевод на рус. И. Урбан и В. Лаптевой) [архивировано в WebCite] - Ю. Лифшиц
Почему онлайн-образование пока не работает
TJournal, 21.11.2013 [архивировано в WebCite] - A.P. Kelly.
Disruptor, Distracter, or What?: A Policymaker’s Guide to Massive Open Online Courses (MOOCs)
Bellweather Education Partners, май 2014
Подготовленное компанией Bellweather пособие объясняет принципы функционирования и структуру МООКов для управленцев всех уровней, ответственных за принятие решений о внедрении онлайн-образования (на англ.) [архивировано в WebCite]. - B. Grainger.
Introduction to MOOCs: Avalanche, Illusion or Augmentation?
Как пойдет развитие «революции МООКов»: лавинообразно или путем постепенного приращения потенциала? О бизнес-моделях МООК и типах слушателей. Пособие создано при поддержке Института образовательных технологий ЮНЕСКО [архивировано в WebCite] - Brian D. Voss.
Massive Open Online Courses (MOOCs): A Primer for University and College Board Members
В пособии рассмотрена связь МООКов с более ранними формами дистанционного образования, а также проблемы с авторским правом при создании онлайн-курсов (на англ.) [архивировано в WebCite]. - Dr. Ben Brabon.
The Digital University: MOOCS & the Humanities Conference
Edge Hill University - EU Study Underlines the Importance of MOOCs in Building Web Talent [архивировано в WebCite]
- F.M. Hollands and D. Tirthali.
MOOCs: Expectations and Reality
Teachers College, Columbia University
Наиболее подробное исследование истории и теории МООКов, а также критических концепций их развития (на англ.) [архивировано в WebCite] - Hugh Davis.
The Changing Face of MOOCs
Southampton University - Merrilee Proffit.
An Overview of MOOCs and Libraries to Date
OCLC Research - M. Deimann and R. Farrow.
Rethinking OER and Their Use: Open Education as Bildung
Развитие открытых образовательных ресурсов и в их числе МООКов рассматривается как актуализация классического понятия немецкой философской и педагогической мысли «Bildung» — образование в неразрывной связи с воспитанием и саморазвитием (на англ.) [архивировано в WebCite]. - MOOC HQ | HASTAC (За и против МООКов: база данных)
- MOOCs4D: Potential at the Bottom of the Pyramid (Conference Report, the University of Pennsylvania, April 10–11, 2014)
Отчет о Международной конференции «МООК в интересах развития: потенциал у основы пирамиды» (на англ.) [архивировано в WebCite]. - Open Education Europa. Issue 33. MOOCs and Beyond
Специальный выпуск международного научного журнала об электронном образовании, посвященный анализу лучших практик создания массовых открытых онлайн-курсов (на англ.) [архивировано в WebCite]. - Philip Guo.
Optimal Video Length for Student Engagement
Профессор Рочестерского университета и сотрудник EdX отвечает на вопрос, который волнует многих разработчиков: насколько длинными должны быть учебные видеоролики в МООКах? (на англ.) [архивировано в WebCite] - Report on Web Skills Survey: Support Services to Foster Web Talent in Europe by Encouraging the Use of MOOCs Focused on Web Talent [архивировано в WebCite]
- Sally-Anne Betteridge.
The Experiences of a MOOC Learner
University of Birmingham - Sian Bayne.
Edinburgh (Coursera)
University of Edinburgh - Th. Liyanagunawardena, A. Adams, and Sh. Williams.
MOOCs: A Systematic Study of the Published Literature 2008–2012
Самый полный обзор научных работ об открытых онлайн-курсах, написанных до начала «революции МООКов». Что из описанного исчезло или не получило развития и как росло внимание ученых к МООКам? (на англ.) [архивировано в WebCite].