Инновационные Образовательные Технологии в России и за рубежом

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда («Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», грант № 13-06-12034в).

Меськов В. С., Мамченко А. А. Оценка качества образования: социологический подход

Валерий Сергеевич Меськов, заведующий кафедрой философии образования Московского института открытого образования, профессор, доктор философских наук.

Анна Александровна Мамченко, старший научный сотрудник кафедры философии образования Московского института открытого образования.

Мир информации, информационная сфера, пространство смыслов, знаний и идей — это та среда обитания, в которой человеку приходится в настоящее время действовать и существовать. Каждый человек и человечество в целом уже живут в мире информации и сами de facto представляют собой активные информационные объекты, однако всё ещё не мыслят себя таковыми. Именно этим, в конечном счёте, объясняются провалы в решении современных мировых проблем. Следует признать, что устоявшиеся представления о себе и мире, доминирующие модели мира и методологический инструментарий становятся неадекватными современным вызовам. Необходимо, переосмыслив имеющиеся представления, строить новые модели и новые постнеклассические методологии, рассматривающие человеческую деятельность как информационную, и, в соответствии с ними, менять основы и принципы общественного обустройства. Дело в том, что информационная деятельность как таковая, понимаемая широко, включая когнитивную, креативную и духовную её составляющие, не может быть адекватно описана в классической и неклассической методологиях, так как не сводима ни к коммуникативной, ни, тем более, к предметной деятельности. Авторы предлагают трактовать такое положение дел как «когнитивный провал».

 

Библиографическое описание: Меськов В. С., Мамченко А. А. Оценка качества образования: социологический подход // Образовательные технологии. 2011. № 2. С. 16–36.