Инновационные Образовательные Технологии в России и за рубежом

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда («Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», грант № 13-06-12034в).

Как МООКи изменили положение на рынке виртуальных образовательных сред

15.05.2014

Еще несколько лет назад основная «битва» на рынке онлайн-образования шла между открытыми и закрытыми виртуальными образовательными средами (VLE). В лагере первых Blackboard постепенно скупал самых крупных конкурентов, интегрируя их технологии. Открытые проекты — такие, как MOODLE — используя фактор бесплатности, быстро вышли вперед по числу пользователей. К 2012 г. MOODLE прочно закрепил за собой лидерство (по состоянию на апрель 2014 г., у этой среды более 70 млн пользователей. MOODLE установлен в почти 65000 учебных заведений всех уровней).

MOODLE — система управления обучением или виртуальная обучающая среда«Революция МООКов» изменила ситуацию в онлайн-образовании, еще более усилив конкуренцию. На первый план вышла борьба не за школы и университеты, которая ведется через их администрацию, а за конкретного пользователя с его бесконечно разнообразными интересами. Coursera и другие компании «большой тройки» легко перекрывают все количественные рекорды — и по общему числу пользователей, и по количеству стран, и по числу партнеров (тем более, что «большая тройка» заключает партнерские соглашения не с реселлерами, а с университетами). Университеты, устав от войны сторонников «открытых» и «закрытых» VLE, активно экспериментируют с собственными платформами (вспомним EdX и многочисленные примеры OpenCourseware).

Как отреагировали на изменившуюся ситуацию лидеры рынка VLE? Команда MOODLE утверждает, что их платформа — ближе всего к идее МООКов: создатель курса полностью контролирует контент и регистрацию пользователей и может легко превратить свой курс в МООК (по крайней мере, в xMOOK — курс, выстроенный вокруг преподавателя и созданных им материалов). MOODLE утверждает, что приоритетом для них является cMOOK — курс, построенный на совместной работе над новым знанием без выраженного приоритета его создателя. Это вполне согласуется с педагогикой социального конструкционизма, которой всегда придерживалась команда MOODLE. Однако сам MOODLE не предоставляет бесплатного хостинга курсов, так что желающим создать свой МООК приходится делать это у себя в университете (если это согласуется с его политикой) или самим заботиться о хостинге. Конечно, есть и бесплатные хостеры, но в отсутствие финансовой поддержки они все чаще, как это произошло с проектом NineHub (ныне Educadium), переходят на модель платных услуг.

Главный конкурент MOODLE и лидер на рынке платных VLE — BlackboardИнтересно, что  главный конкурент MOODLE и лидер на рынке платных VLE — Blackboard — уже сделал то, с чем не спешат «открытые» проекты: создал свою МООК-платформу CourseSites. Расходы на ее содержание относительно невелики и могут легко быть покрыты из доходов от продажи лицензий на продукты Blackboard для учебных заведений. CourseSites использует некоторые элементы интерфейса Blackboard и его сервисы, в том числе и Blackboard Mobile — вероятно, лучшее на сегодня приложение для мобильного образования. Для работы с CourseSites не нужно быть сотрудником учебного заведения, где установлен Blackboard. Курсы можно публиковать как открытые образовательные ресурсы (OER), т. е. авторские права на них остаются у создателей.

Все это заставляет думать, что противостояние «открытого» и «закрытого», как любая жесткая дихотомия, гораздо сложнее, чем кажется. Традиционно «закрытые» проекты могут перенимать стратегии «открытых», заставляя последних не почивать на лаврах морального превосходства, а искать новые пути, в том числе и заимствовать стратегии своих вечных «идеологических противников».

Тем временем Blackboard заключил очередное партнерское соглашение с провайдерами контента. За издательскими компаниями (Cengage, Pearson, Macmillan, Wiley и др.) последовал Discovery Education — образовательный проект известной телекомпании Discovery. Теперь школы и университеты — партнеры Blackboard могут использовать в учебных курсах контент, предлагаемый Discovery Channel. Пока это распространяется только на институциональных пользователей, но если Blackboard когда-нибудь сделает партнерский контент хотя бы частично доступным в CourseSites, например, введя наряду с бесплатной платную подписку на свою МООК-платформу, роль компании на рынке МООКов может значительно усилиться.

В. С. Макаров