Инновационные Образовательные Технологии в России и за рубежом

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда («Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», грант № 13-06-12034в).

МООКи и проблема «отсева» слушателей: новый подход

28.01.2015

Когда речь заходит о проблемах массовых открытых онлайн-курсов, прежде всего называют традиционно малый процент тех слушателей (до 10%), которые доходят до конца курса и получают сертификат. Предложено уже не одно решение, как «удержать» слушателей — вводить входные требования, делать МООК платным, создавать образовательные траектории, в которые входили бы как онлайн-курсы, так и смешанные и аудиторные, ограничивать потенциальную аудиторию и т.д. Однако есть и другая, менее известная проблема — отсутствие данных о мотивации потенциальных слушателей, а также о том, с какой целью они записываются на МООКи.

МООКи и проблема «отсева» слушателей: новый подходВ декабре на странице Educause Review Online появилось исследование научного сотрудника Гарвардского университета Джастина Рейча (Justin Reich) “MOOC Completion and Retention in the Context of Student Intent”, в котором проблемы завершения курсов и «удержания» слушателей исследованы именно как производные от проблемы мотивации слушателей. Рейч собрал данные о мотивации участников девяти МООКов на платформе HarvardX (составной части консорциума EdX), предложенных в 2013–2014 гг.

Годом ранее на том же сайте появилось одно из первых исследований этой проблемы, авторами которого стали сооснователи Coursera Дафна Коллер и Эндрю Нг. Впервые упомянув важность вопроса об изначальной мотивации участников МООКа, Коллер и Нг предложили разделить слушателей на три основные категории:

  • «пассивных участников» (passive participants) — изучают контент, особенно видеолекции, но мало участвуют в форумах и редко выполняют задания и тесты;
  • «активных участников» (active participants) — кроме работы с предложенными преподавателем лекциями и текстами, стараются выполнять все задания и участвовать в форумах (сюда же относятся и «course completers», получающие в итоге сертификат об окончании курса;
  • «вкладывающихся в развитие сообщества» (сommunity contributors), для которых важна прежде всего работа в форумах и других коммуникативных элементах. Они могут добровольно помогать другим слушателям, отвечать на их вопросы, особенно если количество участников велико и ассистенты преподавателя не успевают справляться с потоком вопросов.

В качестве основного измеряемого показателя Коллер и Нг использовали общее количество часов видеолекций, просмотренных студентом, предложив разделить студентов на группы «high retention» и «low retention» - легкоудерживаемых и трудноудерживаемых. Для каждой из групп существуют собственные мотивационные установки, которые могут не совпадать с ожидаемым участием в курсе. Коллер и Нг предполагают, что трудноудерживаемый пассивный участник, который избегает выполнения любых заданий или тестов, может при этом полностью реализовать собственную цель — например, узнать что-либо о дисциплине или изучить практически весь контент курса.

Исследование Рейча продолжает идеи Коллера и Нг. До начала курса слушателям было предложено по желанию пройти опрос о том, какие цели движут ими в изучении курса. Рейч указывает четыре интересующих его параметра: цель (intention) — какой процент объема курса слушатели хотят изучить; мотивация (motivation) — зачем они записались на курс; готовность (preparedness) — насколько им знаком контент курса; и статистические данные о слушателях (demographics).

Впервые удалось получить весьма значительный массив данных — на опрос ответили почти 80000 слушателей МООКов. На основании их ответов Рейч разделил слушателей на четыре группы: нацеленные на завершение (completers), нацеленные на то, чтобы прослушать курс (auditors), желающие только «полистать» МООК (browsers) и те, кто изначально не был уверен в своей мотивации. Наиболее многочисленной оказалась группа «завершателей» (40-78% от ответивших на опрос) — тем не менее, и среди них процент реально завершивших курс оказался не столь высок (от 9 до 33%, в среднем 22%).За ними следует группа «неуверенных» (10% завершают, 14% от общего числа), далее — намеревавшиеся прослушать курс (7,5% доходят до конца, 25% от числа ответивших) и «листатели» (6% завершают, 3% от общего числа).

Исследование Рейча однозначно показало, что респонденты опроса завершат курс с вероятностью в два-три раза высшей, чем усредненный слушатель. Оно вызывает, в свою очередь, ряд вопросов, на которые придется ответить в дальнейшем:

  • Как процент полученных сертификатов зависит от специфики курса? (Почему, к примеру, МООК «Кулинария и наука» завершили всего 2% участников?)
  • Как может измениться мотивация в процессе знакомства с курсом? (Курс может оказаться слишком сложным, слишком легким и т. д.)
  • Могут ли слушатели в процессе обучение перейти из одной категории в другую и возможно ли учесть и предсказать этот переход? (Для «листателей», «слушателей» и «неуверенных», например, Рейч выделяет порог в 60% курса как «опасную зону», когда они могут покинуть МООК.)

Работа Рейча — один из первых шагов к пониманию психологии участника МООКа. Без такого шага оценить перспективы онлайн-курсов и возможности их совершенствования невозможно.

См. также:

Джастин Рейч рассказывает о своем исследовании

В. С. Макаров