Инновационные Образовательные Технологии в России и за рубежом

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда («Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», грант № 13-06-12034в).

Коллективное изучение творчества Шекспира

07.04.2015

“Discovering Shakespeare on the page, on stage, online, and in community.”

Мы уже не раз обращали внимание на небывалую популярность открытых онлайн-курсов (МООС — Massive Open Online Courses), посвященных изучению творчества Шекспира. Только за последний год их появилось около десяти, в том числе два в России, которые, правда, пока уступают лучшим мировым аналогам («Уильям Шекспир в историко-культурной традиции: загадки, мифы, реальность» и «Театр английского Возрождения»).

Данная образовательная инновационная технология охватывает необычайно большое число слушателей курсов. Например, только один курс «Шекспир: в книге и на сцене», разработанный исследователями шекспировского творчества из Колледжа Уэллсли (Wellesley College), штат Массачусетс — профессор Ю Джин Ко (Yu Jin Ko) и Диего Арсиньегас (Diego Arciniegas), собрал на платформе edX более 20000 слушателей. Еще большее количество студентов, профессиональных деятелей театра и даже коллег-шекспироведов привлекли внимание пять шекспировских онлайн-курсов на платформе FutureLearn (см.: Шекспировские онлайн-курсы от проекта FutureLearn).

МООК Висконсинского университета в МэдисонеНовый онлайн-курс «Сообщество Шекспира» (Shakespeare in Community) начинает свою работу на платформе Coursera 26 апреля и закончится 23 мая 2015 г. Курс познакомит широкую аудиторию с творчеством Барда в процессе совместного чтения, просмотра и изучения четырех пьес («Ромео и Джульетта», «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь» и «Буря»).

Кураторами курса выступили четыре преподавателя из Висконсинского университета в Мэдисоне (США): Джесси Стоммел (Jesse Stommel), Сара Л. Марти (Sarah L. Marty), Р. Л. Видманн (R. L. Widmann), Кэтрин ДеРоуз (Catherine DeRose).

Курс состоит из краткого обзора каждой из пьес на протяжении 4-х недель обучения (от 2 до 10 часов в каждую неделю).

О курсе

Коллективное изучение творчества ШекспираМассовый открытый онлайн-курс «Сообщество Шекспира» — одна из форм публичного представления новых тенденций цифровых гуманитарных наук и инновационных образовательных технологий сегодня.

Шекспировский «Гамлет» начинается с интересной и провокационной фразы: «Кто здесь?» (“Who’s there?”), и именно с этих слов планируют начать данный курс. Это фраза может быть воспринята как буквальный вопрос к аудитории и как более глубокий вопрос о том, что значит быть человеком. Данный вопрос приобретает различный набор потенциальных смыслов, когда ты видишь его на экране компьютера, планшета, смартфона или в аудитории курса МООК. Вопрос требует от современных читателей Шекспира понимания того, как их человечность меняется в условиях быстроразвивающихся технологических средств. Цель курса не только в понимании творчества Шекспира, но и в осознании того, что для нас значит процесс изучения Шекспира в эпоху цифровых технологий.

В конечном счете, данный курс ориентирован на создание мирового сообщества по изучению Шекспира. Одной из основных целей курса будет использование шекспировской пьесы в качестве повода для дискуссий, которые объединят разные культуры, языки и пространства. Студенты в процессе обучения повысят свою цифровую грамотность, узнают о новых инструментах чтения, сочинительства, критического анализа и совместной работы. Курс будет как про Шекспира, так и про цифровые гуманитарные науки, он побудит обучающихся к критическому размышлению над тем, как цифровые инструменты (в том числе дистанционные курсы) могут быть использованы для исследования литературно-художественных текстов.

Хотя основные инструкторы имеют более чем шестидесятилетний опыт преподавания Шекспира, в этом курсе они обещают не выступать в роли «говорящей головы». Курс позволит привлечь широкий круг экспертов из университета Мэдисон, театральных сообществ, Шекспировской библиотеки Фолджера и со всего света. Каждая неделя курса будет начинаться с серии коротких документальных фильмов. Главная цель создателей курса не научить слушателей тому, что знают о Шекспире сами преподаватели, а помочь каждому найти своего Шекспира.

Формат курса

Коллективное изучение творчества ШекспираК основным преподавателям курса присоединятся еще несколько дополнительных инструкторов, которые будут помогать при записи видео и с текстами лекций, а также курировать курс в течение одной или более недель. В их числе Джеймс де Вита (James DeVita), Джошуа Кэлхоун (Joshua Calhoun), Эрик Александр (Eric Alexander) и Шон Майкл Моррис (Sean Michael Morris). Еще свыше 60 экспертов (учителей, учащихся, актеров) также примут участие в короткометражных фильмах.

На курс уже записалось более 700 человек. По завершению курса возможно получение сертификата. Наиболее активные участники, которые своими советами помогут улучшить курсы, будут награждены специальными знаками.

В связи с бумом, связанным с расцветом шекспировских МООКов среди преподавателей, шекспироведов, которые участвуют в создании подобных курсов, можно говорить об особой форме существования «шекспиросферы» в современной образовательной среде. Шекспир, как культовый автор, давно вошел в массовое сознание и спровоцировал создание шекспировской индустрии. Впрочем, университетский образовательный процесс и популярная культура остаются разными феноменами, хотя и схожи некоторыми чертами.

Очевидно, что для создателей курсов подобных «Сообщество Шекспира» главным является возможность применения новейших цифровых технологий для освоения колоссального массива информации о Шекспире и современном человеке в рамках работы конкретного МООКа. Возможно, что очень скоро мы станем свидетелями прорыва в использовании МООК как наиболее подходящей формы онлайн-образования, и вполне вероятно, что опыт цифровой разработки творчества британского драматурга поможет этой образовательной революции в гуманитарном знании.

Следить за работой курса можно в «Твиттере» по адресу @hackshakespeare.

Записаться на курс

Партнеры: 

См. также:

Н. В. Захаров