Инновационные Образовательные Технологии в России и за рубежом

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда («Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», грант № 13-06-12034в).

Гарвард и Университет Флориды — две стратегии МООКов

09.06.2014

Конец весны — время серьезных финансовых решений в американских университетах. Приближается новый учебный год, и необходимо выделять средства на развитие образовательных программ, в том числе и открытых онлайн-курсов.

Почти одновременно решение о финансировании приняли негосударственный Гарвардский университет и государственный Университет Флориды (University of Florida). В их образовательной политике можно увидеть две разные стратегии развития онлайн-образования.

Гарвард продолжает ориентироваться на собственную платформу HarvardX (совместима с EdX, рассчитана как на собственных студентов, так и слушателей со всего мира). За прошедший год число ее пользователей увеличилось с 200000 до 500000. Основные средства будут потрачены на разработку авторских курсов, поэтому число запланированных на новый учебный год МООКов невелико — всего около 60. Видеолекции для них будут сняты в собственных студиях, персонал которых — около 30 человек. Гарварду не приходится думать о платформе для МООКов — EdX давно известен пользователям всего мира. Музейные и библиотечные коллекции Гарварда помогут сделать материал курса не только эксклюзивным, но и интересно представленным.

Платформа HarvardX (совместима с EdX, рассчитана как на собственных студентов, так и слушателей со всего мира)Корреспондентов «Бостон Глоуб» поразило, как тщательно и с каким вниманием к каждому кадру снимаются лекции. Их охотно читают академические «звезды», например, профессор Стивен Гринблатт, основоположник школы «нового историзма» и один из самых известных современных литературоведов. Для каждой видеолекции назначается продюсер, лектору помогают ассистенты. Даже неожиданные технические проблемы не мешают тщательной подготовке (в университетском театре, где Гринблатт записывал лекцию о Шекспире, оказалось настолько темно, что невозможно было цитировать Шекспира по книге, и тогда на репетиции продюсеру пришлось подсвечивать профессору сотовым телефоном). Редакторы и ассистенты следят за точностью цитирования и при необходимости предлагают лектору перезаписать отрывок. Продюсер составляет сценарий съемки с особенным упором на индивидуальный «визуальный язык», соответствующий методу ученого и требованиям аудитории. В результате стоимость разработки каждого авторского МООКа в Гарварде — от 75000 до 150000 долларов. Умножив среднюю стоимость на 60, получаем 6,5 млн долларов в год. Такую цену Гарвард готов платить только за разработку уникального продукта, не считая взносов в фонд EdX для того, чтобы курс можно было разместить и поддерживать.

Чтобы создать самый дорогой в истории МООК по нейробиологии, этих денег не хватило, и создателям курса пришлось прибегнуть к краудфандингу. Удалось собрать 14000 долларов для того, чтобы слушатели по всему миру могли купить «набор нейробиолога», без которого невозможно провести даже самые примитивные опыты, требуемые для получения сертификата.

Программа UFL Online Университета ФлоридыУниверситет Флориды — не из числа бедных и неизвестных. Но подход к онлайн-образованию здесь другой. Штат выделяет 35 млн долларов на создание полностью дистанционных программ обучения на основе МООКов. За 10 лет предполагается разработать 35 таких программ бакалаврского уровня и привлечь более 24000 студентов на платной основе. Прогнозируемая прибыль — 14,5 млн долларов. Пока в программе UFL Online всего 20 курсов, и они с самого начала не являются открытыми. Собственную платформу университет не разрабатывает — пользуется услугами компании Embanet (входит в группу Pearson). В совет университета представлен подробный бизнес-план, из которого ясно, что Университет Флориды рассматривает онлайн-образование прежде всего как средство получения дополнительной прибыли. Предполагается, что за каждый кредитный час (3 часа работы над курсом в неделю) жители Флориды будут платить 112 долларов, а жители других штатов — 400–500 долларов, и даже в таком случае образовательная программа для студентов будет на 75% дешевле. В пакет услуг будут входить мобильные приложения, возможность круглосуточно обращаться на «горячую линию» и личный тьютор-консультант. Сколько будет создано курсов и какую оплату получат лекторы и инструкторы, не указывается. Не разглашаются и детали сотрудничества с Embanet.

Гарвард и Университет Флориды — две стратегии МООКовРазработчиков бизнес-плана поддерживает конгресс штата Флорида. Дистанционные программы в школах Флориды развиваются с 1997 года, и конгрессмены считают, что пришла пора сделать то же самое в высшем образовании. Ожидается, что за 10 лет проект UF Online окупится полностью. Но придут ли в Университет Флориды ожидаемые 24000 студентов? Рынок онлайн-образования и без того перегрет. Оправдана ли модель, по которой университет не предоставляет студентам услуги на кампусе, не создает новые рабочие места в лабораториях, столовых, общежитиях, но надеется получить необходимые средства только от самого обучения? Критики такого подхода говорят, что, не чувствуя себя частью университетского пространства, студенты будут отсеиваться. Качество образования останется невысоким.

Сравнивать эти две модели трудно, но не бессмысленно. Суммы финансовых вложений различаются не так сильно, но парадокс и ирония современной образовательной ситуации в том, что именно негосударственный Гарвард, оперируя своим социальным капиталом, предлагает курсы, открытые — за редким исключением — всем желающим. Государственный университет Флориды превращает онлайн-образование в источник прибыли, чтобы пополнить свой бюджет и бюджет штата. Обе модели имеют шансы на успех, но нельзя не сделать вывод о том, что в мировом масштабе борьба «государственного» и «частного» приобретает некое новое измерение.

В. С. Макаров