Инновационные Образовательные Технологии в России и за рубежом

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда («Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», грант № 13-06-12034в).

Итоги EdCrunch: Россия способна стать одним из лидеров мирового онлайн-образования

09.12.2014

17–18 октября 2014 г. в России впервые прошла Международная конференция по новым технологиям в образовании EdCrunch, организованная совместно НИТУ МИСиС, центром Digital October и интернет-порталом Edutainme.

Итоги EdCrunch: Россия способна стать одним из лидеров мирового онлайн-образованияСам факт проведения такой конференции, как и большое число участников и слушателей, показал, что опасения в том, что Россия безнадежно отстает на рынке онлайн-образования, совершенно неоправданны. Не стала конференция и мастер-классом, на котором основатели крупнейших мировых МООК-платформ обучали бы участников, как работать с их проектами. Доклады основателя Coursera Дафны Коллер, президента EdX Ананта Агарвала и создателя Iversity Ханса Клеппера смотрелись еще солиднее на фоне презентаций настоящего множества российских проектов, которым если и не хватает финансирования, то дефицита идей в них явно не наблюдается.

Удачное сочетание российского и международного опыта показало, что стратегии развития онлайн-образования и практика внедрения конкретных проектов могут быть различными на уровне отдельных учебных заведений и образовательных систем. Это подтвердил и Анант Агарвал, отвечая на вопрос проекта «Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом». Платформа OpenEdX, которую он представил в своем докладе, уже используется или тестируется в ряде российских вузов.

Диверсификация подходов к онлайн-образованию обеспечивает наиболее быстрое внедрение технологий, востребованных обществом и рынком, при этом нет необходимости в централизованном продвижении одной платформы или одного продукта — свою нишу могут найти очень многие. Именно в таком взаимодействии создаются не только стандарты будущего онлайн-образования, но и та инновационная среда, благодаря которой общество сознает возможности и текущие ограничения онлайн-образования и понимает, что стимулировать его развитие нужно не столько инвестициями, сколько открытостью общества для инновационных технологий.

О необходимости понимания образовательного рынка и недопустимости «сбивания в кучу» говорил и заместитель генерального директора, директор проектного офиса РВК Е. Б. Кузнецов в интервью проректору Московского гуманитарного университета по инновационному развитию Н. И. Ильинской.

Конференция EdCrunch показала, что новые проекты в области онлайн-образования не появятся без складывавшейся десятилетиями мощной образовательной традиции, причем не только на IT-факультетах, но и в целом внутри системы, стимулирующей научный поиск и открытие нового. Кстати, это косвенно подтвердил и сам Анант Агарвал, вспомнив в своем выступлении о том, как начинал учить математику по советским учебникам. Некоторым диссонансом выглядело выступление Тины Канделаки на круглом столе, посвященном тенденциям развития MOOКов в мире. На наш взгляд, не стоит столь резко проводить границу между образовательными системами прошлого и настоящего. В каждой системе есть свои способы стимулировать получение нового знания, революция МООКов в этом смысле — закономерное продолжение общих тенденций в мировой образовательной системе второй половины XX века.

Свой доклад «Образование для миллионов: за кулисами эксперимента» представила сооснователь Coursera Дафна КоллерКонференция открылась приветственным словом организаторов — ректора МИСиС А. А. Черниковой, издателя Edutainme В. В. Синельникова и генерального директора Digital October Д. Репина. Вслед за ними по видеоконференции свой доклад «Образование для миллионов: за кулисами эксперимента» представила сооснователь Coursera Дафна Коллер. В опыте Coursera она выделила сочетание открытости и специализации, которая и создает ценность профессионала, подтвержденную на настоящем этапе электронными сертификатами об окончании курсов.

Чуть позже об особой роли открытости в скорости развития платформы говорил и президент EdX Анант Агарвал. В отличие от Coursera, представляемый им консорциум предлагает всем провайдерам МООКов, которых не устраивает модель вступления в консорциум, устанавливать и самостоятельно внедрять OpenEdX. На первый взгляд, это создает ситуацию фрагментации, когда университет может работать с платформой самостоятельно, войти в национальный и/или международный консорциум — и все это делать параллельно. С помощью метафоры «креативного разрушения» Агарвал указал на положительные стороны такого процесса: обеспечивается реальная массовость онлайн-образования, которая закрепляет перемены в образовательной парадигме. В рамках одной платформы становится возможной работа с «большими данными», что позволяет понимать потребности участников курса из разных уголков мира. В качестве примера Агарвал привел исследование проектной группы EdX об оптимальной длине видео для МООКов (она составляет всего 6 минут).

Итоги EdCrunch: Россия способна стать одним из лидеров мирового онлайн-образованияУтренняя сессия первого дня конференции включала также круглый стол «Тенденции развития MOOCs в мире: MOOC 2.0» с участием директора проектного офиса РВК Е. Б. Кузнецова, зам. министра образования и науки РФ А. А. Климова, ректоров и проректоров московских вузов — МИСиС, СТАНКИН, МЭИ, МИФИ, МПГУ. Участники обсудили важность учета мнения студентов и слушателей при внедрении онлайн-образования в вузовскую практику (федеральные стандарты поколения 3+ позволяют это сделать), а также развитие инклюзивного образования и необходимость привлекать профессионалов с уникальным опытом в качестве преподавателей.

После обеда первый день конференции продолжили заседания секций, о них — в нашей следующей публикации. В фойе здания МИСиСа работала аллея стартапов, где участники и гости могли поближе познакомиться с некоторыми проектами онлайн-образования и протестировать их. В целом чрезвычайно удачным следует признать соотношение теоретических (20%) и практических выступлений (40%) с дискуссионными мероприятиями (40%). Именно это соотношение раскрыло смысл, заключенный в названии конференции: каждому, кто на ней присутствовал, необходимо «переработать», «разгрызть» для самого себя представленные на ней платформы и материалы. В сочетании индивидуального и массового «кранча» — будущее онлайн-образования.

Благодарим НИТУ МИСиС и других организаторов EdCrunch и лично Антона Сажина за приглашение на конференцию.

См. также:

В. С. Макаров