АНО Центр Образовательных Технологий

Томашек Н. Встреча экспертов

Нино Томашек

Консультирование ориентировано на технологию больше, чем на обобщение и новую феноменологию. Поэтому релевантность такой технологии для клиента значительно важнее, чем её теоретическое обоснование и статистическая надёжность. А методы интервенций и их обоснование часто включают терапевтические приёмы из различных направлений консультирования, которые объединены в удобную для пользователя, но не всегда эффективную для клиента модель. Отношение к консультированию в стиле коучинг среди европейских практиков и тем более среди академистов неоднозначно. Его часто упрекают в том, что оно формирует зависимость клиента от поддержки и анализа консультанта, что, вероятно, допустимо в спорте, но мало приемлемо в бизнесе и политике. Коуч представляется как такой легитимный «серый кардинал», который на законных основаниях, извиняясь, задаёт формат для рефлексивной беседы в определённом направлении. Понятно, что это, может быть, и не так и зависит от этических принципов консультанта и его компетенции. Но ориентация на приемлемость решения и самостоятельность клиента создаёт опасный контекст для внедрения субъективно приемлемых для клиента решений, но при этом неэффективных для участвующих сторон. Как альтернатива директивному консультированию клиент-центрированный подход имеет свои преимущества, например, в снижении сопротивления при внедрении консультационных рекомендаций.

 

Библиографическое описание: Томашек Н. Встреча экспертов // Образовательные технологии. 2012. № 3. С. 51–55.

Прикрепленные документы