Инновационные Образовательные Технологии в России и за рубежом

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда («Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», грант № 13-06-12034в).

Фролов А. Г. Модель компетенций современного специалиста технического профиля и алгоритм её проектирования

Александр Георгиевич Фролов, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Казанского государственного энергетического университета, кандидат педагогических наук.

Современные научные исследования показывают, что успех специалиста обусловлен его профессионализмом и личными качествами. Быстро меняющаяся ситуация в экономике требует от конкурентоспособного специалиста владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, ключевыми (базовыми, надпрофессиональными) компетенциями. Нормативные требования к профессиональной деятельности, к характеристикам личности исполнителя и требования к его подготовке закрепляются в моделях. Требования к деятельности специалиста могут выражаться в перечне видов деятельности, функциях и профессиональных задачах, которые специалист данной квалификации должен выполнять на определённом профессиональном уровне. Сегодня пересматриваются нормы многих видов деятельности в связи с отмиранием ряда профессий и появлением новых. Таким образом, фонд профессиографических сведений имеет тенденцию к быстрому старению. Усиливается связь между профессиональной деятельностью специалиста и его профессиональным образованием. Для того, чтобы соответствовать постоянно растущим требованиям рынка труда, специалисту приходится постоянно повышать уровень своих знаний, умений, навыков, развивать способности и компетенции. Система образования должна предоставлять специалисту возможность постоянно самосовершенствоваться.

 

Библиографическое описание: Фролов А. Г. Модель компетенций современного специалиста технического профиля и алгоритм её проектирования // Образовательные технологии. 2010. № 2. С. 99–104.