Инновационные Образовательные Технологии в России и за рубежом

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда («Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», грант № 13-06-12034в).

К вопросу о целевой аудитории платформы «Открытое образование»

17.11.2015

Отечественное онлайн-образование находится в стадии активной разработки. Тем интереснее идеи, которые сопровождают данный процесс. Думается, что вполне уместным будет рассмотреть их на примере недавно начавшего свою работу проекта «Национальная платформа открытого образования».

Национальная платформа открытого образования

Целью проекта является «…повышение доступности и качества образования»[1]. Поскольку образованность является неотъемлемым свойством личности, постольку качество образования подтверждает заказчик данной услуги. Если исходить из того, что согласие студентов на онлайн-обучение (п. 4.1.2 Договора о сетевой форме реализации образовательных программ с использованием онлайн-курсов) есть выражение их права на выбор, то разработка дидактики открытого образования предполагает рассмотрение вопроса, каким студентам адресованы онлайн-курсы?

Согласно материалам проекта, к обучающимся предъявляется, по сути, одно неформальное требование — «…прохождения контрольных мероприятий онлайн-курса»[2], т. е. промежуточной и итоговой аттестаций по дисциплине, изученной в сетевой форме. Однако, если исходить из осмысленного участия студентов в онлайн-обучении (или из дидактического принципа сознательности и активности учащихся в обучении), тогда от студентов потребуется определенная профессионально ориентированная позиция.

Прежде всего, предлагаемое учебное содержание предполагает, что студент ориентируется во ФГОС по своему направлению подготовки. Думается, что желательным было бы знание студентом учебного плана и его грамотная оценка. На сайте заявлены онлайн-курсы по базовым дисциплинам. В таком случае, от студентов потребуется понимание значения профильных учебных курсов. Наивысшим показателем будет ориентация студентов в научных авторитетах, т. е. в учебной (и научной) литературе по своей профессии. Следует также учесть, что часть требований к обучающимся выражена в косвенной форме, через дидактико-методические требования и рекомендации к разработчикам онлайн-курсов[3].

Студент, который интересуется, по какому плану его будут учить, кто и как будет читать ему лекции, а также, какие документы, кроме диплома о высшем образовании, он еще сможет получить за время обучения — это инициативный, мотивированный на свою будущую профессию студент. Такой студент — мечта любого преподавателя! Получается, что открытое образование адресовано прежде всего наиболее активной и сильной в смысле учебных умений части студенчества. Если данная форма обучения будет способствовать воспитанию самостоятельности студентов — его нельзя не поддержать! Правда, тогда возникает вопрос: зачем ориентировать сильных студентов на учебный курс стороннего преподавателя?

О. А. Косинова,
д.п.н., профессор кафедры
педагогики и психологии высшей школы
Московского гуманитарного университета


[1] О проекте [Электронный ресурс] // Национальная платформа открытого образования. URL: http://npoed.ru/about [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.11.2015).

[2] Там же.

[3] Требования и рекомендации по разработке онлайн-курсов, публикуемых на национальной платформе открытого образования [Электронный ресурс] // Национальная платформа открытого образования. URL: http://npoed.ru/files/npoed_rules_1.0.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.11.2015).