Инновационные Образовательные Технологии в России и за рубежом

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда («Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», грант № 13-06-12034в).

Что думают об онлайн-образовании в США?

07.11.2013

Компания Гэллап (Gallup) обнародовала результаты нового опроса общественного мнения в США. Более тысячи американцев из всех 50 штатов отвечали по телефону на вопросы о полезности онлайн-обучения.

Согласно результатам опроса, онлайн-обучение выиграло у традиционной аудиторной формы только по двум параметрам: «широкий выбор предметов» (providing a wide range of options for curriculum, 33%–23% в пользу онлайн-программ) и «соотношение цена/качество» (providing a good value for the money, 33%–27%). Остальные пять вопросов принесли победу традиционному образованию с перевесом в 10% и более. Наиболее значительным оказался разрыв в параметре «приемлемость степени для работодателя» (providing a degree that will be viewed positively by employers, 49%–13% в пользу традиционной формы). Также опрошенные сомневаются в высоком качестве онлайн-обучения и профессионализме преподавателей (providing high-quality instruction from well-qualified instructors, 43%–15%) и строгости тестирования и оценок (providing rigorous testing and grading, 45%–11% в пользу традиционной формы). Интересно, что и в категории «обучение, подстроенное под индивидуальные требования слушателя» (providing education tailored to each individual) онлайн-образование проиграло (23%–41%), хотя именно этот фактор традиционно считается одной из сильных сторон онлайн-программ.

Только 5% опрошенных назвали «отличным» качество онлайн-курсов в ведущих университетах (16% поставили отличную оценку традиционным учебным программам). При этом более половины опрошенных (особенно молодежь — 53% против 43%) сочли, что получение конкретных навыков и компетенций важнее, чем наличие университетского диплома. Диплом оказался более важным лишь для тех, кто старше 65 лет, да и то с незначительным преимуществом (49% против 45%). Онлайн-курсы профессиональной направленности, как отмечают аналитики Гэллапа, могут стать трамплином для будущего скачка интернет-обучения и даже для его полной победы над традиционными учебными программами.

Этот опрос отражает прежде всего не реальное качество онлайн-программ, а мнение о нем американцев. Только 5% опрошенных сказали, что являются слушателями такой программы или курса на момент опроса (8% в возрастной категории до 30 лет и 2% — среди тех, кому за 65). Тем не менее, вывод очевиден — в общественном мнении онлайн-обучение пока проигрывает аудиторному. Администраторам и преподавателям нужно принять это к сведению, считают аналитики Гэллапа.

Стоит отметить и то, что по всем семи параметрам от 31% до 42% опрошенных не смогли определиться с выбором, какая же из двух форм обучения лучше. Опубликованный в январе доклад Sloan Consortium подтвердил, что в последние годы резкий рост предлагаемых онлайн-программ (и соответственно количества их слушателей) продолжился. За 10 лет число слушателей увеличилось более чем в 2 раза (с 2.5 до 6.7 миллионов). За последний год прослушали хотя бы один онлайн-курс 32% студентов. Правда, пока неясно, в какую сторону изменится популярность онлайн-образования, когда число знакомых с ним непонаслышке достигнет хотя бы ста миллионов американцев.