Инновационные Образовательные Технологии в России и за рубежом

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда («Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», грант № 13-06-12034в).

Проект FutureLearn предложил бесплатные онлайн-курсы от ученых ведущих вузов Великобритании

03.12.2013

Новый образовательный интернет-проект, который получил название FutureLearn, объединил ведущие британские университеты с тем, чтобы составить достойную конкуренцию американским коллегам, которые уже несколько лет стремительно развивают такое перспективное направление в использовании современных образовательных технологий как создание массовых открытых онлайн-курсов (МООС — Massive Open Online Courses).

Проект FutureLearn предложил бесплатные онлайн-курсы от ученых ведущих вузов ВеликобританииГлавным инициатором консолидации вузов выступил Открытый университет (The Open University), который более 40 лет развивает практику дистанционного обучения. Среди более 20 его партнеров — такие известные «брендовые» британские и международные вузы, как университеты Бирмингема, Бристоля, Восточной Англии, Лондона, Ланкастера, Ливерпуля, Лидса, Саутгемптона, Кардиффа, Сент-Эндрюса, Уорика, Эдинбурга, Эксетера, Королевский и Тринити колледжи и др. Важным событием стало заключение партнерских отношений с Британским музеем (The British Museum), Британской библиотекой (The British Library) и Британским советом (The British Council).

Вице-президент Открытого университета Мартин Бин (Martin Bean), признался, что появление таких образовательных технологий, как МООС, потребовало от британских вузов пересмотра представлений о способах получения знаний посредством Интернета и принять вызов международных образовательных тенденций.

Первые 30 бесплатных онлайн-курсов нового проекта будут доступны с начала 2014 года, и на них активно записываются как студенты со всего мира, так и представители академической среды. Первые желают получить удобный доступ к достойному образовательному продукту, вторые — посмотреть, что и как делают в этом направлении ведущие преподаватели и исследователи с мировыми именами. Отличительной чертой проекта является удобный доступ к курсам через персональные компьютеры, планшеты и смартфоны. Авторами курсов стали лучшие преподаватели страны, которые быстро создали вокруг себя онлайн-сообщество для студентов, напоминающее разветвленную социальную сеть.

Пока эти пилотные курсы не выдвигают предварительных требований к своим слушателям, в дальнейшем каждый университет будет самостоятельно определять форму финальных испытаний, присваивания студентам зачетные баллы или выдавая сертификаты.

Британский министр науки и высшего образования Дэвид Уиллетс (David Willetts) считает, что подобные проекты могут произвести настоящую образовательную революцию в традиционной модели формального обучения.

Новому проекту предстоит составить жесткую конкуренцию своим уже успешно существующем в образовательном интернет-пространстве предшественникам. Напомним, что созданный профессорами Стэнфордского университета Дафной Келлер и Эндрю Нг проект Coursera объединил вокруг себя более 80 ведущих вузов, в том числе Принстонский и Йельский университеты, Университет Джонса Хопкинса, Калифорнийский технологический институт, Университет Торонто, Колумбийский университет, Пенсильванский университет и др. Сегодня любому студенту Coursera предлагается около 200 онлайн-курсов. В России партнерами по эксперименту с онлайн-образованием Coursera являются пока только три вуза: Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный университет и НИУ «Высшая школа экономики». Другой образовательный онлайн проект edX объединил на своей платформе Гарвард, Массачусетский технологический институт, Калифорнийский университет в Беркли, университет Техаса и Джорджтаунский университет.

Подробнее

Н. В. Захаров