Инновационные Образовательные Технологии в России и за рубежом

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда («Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», грант № 13-06-12034в).

«Музыка “Битлз”»: битловский МООК на платформе Coursera

12.01.2015

С 2 ноября 2014 г. по 2 января 2015 г. на платформе Coursera прошел курс профессора Рочестерского университета Джона Ковача (John Covach) «Музыка “Битлз”» (Music of the Beatles). Курс проследил музыкальное развитие группы: самые ранние дни их карьеры в Ливерпуле и Гамбурге, волну мировой истерии вокруг «Битлз», психоделический период и музыкальную зрелость коллектива, которую они достигли при записи альбома Abbey Road.

О курсе

«Музыка  “Битлз”»: битловский МООК на платформе CourseraОсновной акцент курса был сделан на саму музыку, а не биографическую сторону жизни музыкантов, также были рассмотрены оригинальные методы звукозаписи, особенности шоу-бизнеса, музыка других исполнителей, повлиявших на Джона Леннона, Пола МакКартни, Джорджа Харрисона и Ринго Стара, в общем контексте культуры 1960-х гг., когда они создавали репертуар «Битлз».

Джон Ковач, Рочестерский университет: «Наверное, нет группы или исполнителя, о музыке которых было бы написано больше, чем о “Битлз”. Есть много хороших биографических исследований о группе, несколько инсайдерских свидетельств предлагают заглянуть за кулисы, есть книги, которые интерпретируют смысл песен, и даже работы, каталогизирующие даты и людей связанных с командой. В этом курсе я попробовал синтезировать многое из того, что дает представление о развитии “Битлз» как музыкантов и авторов песен».

Учебный план курса

Неделя первая

Ранние дни и успех в Великобритании. «Битлз» как поп-ремесленники. Анализ кавер-версий на концертах в клубе «Пещера» и в портовых притонах Гамбурга. Альбомы Please Please Me (1963) и With the Beatles (1964).

Вторая неделя

Успех в Америке и мировое признание. «Битлз» двигаются в сторону оригинальной творческой модели. Музыка с альбомов 1964 г. A Hard Day's Night и Beatles for Sale, синглы этого периода. С этого момента особое внимание уделяется конкретному автору песен. Прослеживается эволюция Джона, Пола и Джорджа как отдельных авторов.

Неделя третья

Музыкальная зрелость. Увеличение экспериментов в основном в контексте работы над популярными синглами. Все большую роль в студии звукозаписи начинают играть инновационные методы записи. Выпуск альбомов Help! и Rubber Soul (1965).

Неделя четвертая

Психоделия. Творческая модель группы в полном расцвете. Возрастает важность альбомного формата и их ориентация на концептуальные проекты. Выпуск альбома Revolver (1966). Синглы Penny Lane, Strawberry Fields, Sgt. Pepper, Magical Mystery Tour и другие песни этого периода, включая те, что позже вошли в Yellow Submarine.

Неделя пятая

Коллектив авторов-исполнителей. The White Album как начало возвращения к корням и продолжение музыкальных экспериментов. Теперь каждая песня — это в меньшей мере коллективное творчество. Начало творческих разногласий в группе. The White Album и популярные синглы этого периода.

Шестая неделя

Незаконченная работа над альбомом The Get Back. Возвращение к более простому материалу на альбоме Abbey Road. Альбомы Abbey Road, Let It Be и синглы данного периода.

 Рекомендованная литература:

Dowlding W. J. Beatlesongs. New York : Simon & Schuster, 1989.

The Beatles Anthology (5-DVD set), Apple, 1995.

Everett W. The Beatles as Musicians : in 2 vols. Oxford N. Y. : Oxford University Press, 1999 and 2001.

Lewissohn M. The Complete Beatles Recording Sessions. N. Y. : Sterling, 2013.

Babiuk A. Beatles Gear. San Francisco, CA : Backbeat ; Enfield : Publishers Group UK, 2010.

 Краткий обзор курса: 6 недель обучения по 2–4 часа в неделю

Можно получить официальный сертификат, подтверждающий прохождение курса.

В российской социальной сети «ВКонтакте» работает группа: http://vk.com/courserarocks.

Джон Ковач (John Covach) получил степени бакалавра, магистра и докторскую по музыке в университете Мичигана. Он был стипендиатом по программе Фулбрайта в Вене, Австрия (1987–1988) и выполнил пост-докторскую работу по философии под руководством Чарльза Бамбача (Charles Bambach) в университете Техаса (Даллас, США). Профессор Ковач преподавал в академии искусств Interlochen, в музыкальном колледже Университета Северного Техаса и в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл. Его ученики завоевали множество наград и работают на факультетах в CUNY, в колледж-консерватории Цинциннати, Университете Суррея, Карлтонского колледжа и др.

Профессор Ковач опубликовал десятки статей на темы, касающиеся популярной музыки, двенадцатитоновой музыки, по философии и эстетике музыки. Он соредактор книг «Понимание рока» (Understanding Rock; Oxford, 1997), «Американский рок и классическая традиция» (American Rock and the Classical Tradition; Harwood, 2000) и «Традиция, институты и американская популярная музыка» (Traditions, Institutions, and American Popular Music; Harwood, 2000). Его учебник «Что за звук? Введение в рок-музыку» (What’s That Sound? An Introduction to Rock Music) был недавно переиздан в третий раз в издательстве “W.W. Norton & Co.» и является одним из наиболее признанным пособием по рок-музыке.

В настоящее время он работает в редакционной коллегии журнала «Музыка XX века» (Twentieth Century Music) издательства Кембриджского университета и является главным редактором серии монографий «Отслуживая поп» (Tracking Pop). Серия посвящена темам популярной музыки и публикуется издательством Мичиганского университета. Джон Ковач выступал с лекциями в США и в Европе, о нем написаны очерки в газетах, журналах, на телевидении и радио. Он выступал как гитарист в США и странах Европы. Он продолжает оставаться активным исполнителем, гастролируя и записываясь сольно и сразу с несколькими группами.

В настоящее время курс можно пройти в удобном режиме.

Н. В. Захаров