АНО Центр Образовательных Технологий

Amazon и университетский книжный магазин: конкуренция или сотрудничество?

27.02.2014

Уже не первый год высказываются опасения, что лидер американского рынка книжной торговли — Amazon — постепенно уничтожает книжные магазины в самих университетах, предлагая скидки для студентов, бесплатную доставку и низкие цены на учебники. В условиях, когда учебники дорожают быстрее, чем само обучение (по данным BLS, с 1978 по 2012 гг. стоимость самого университетского образования выросла на 559%, а цена средней «корзины» учебников — на 812%). В 2014 г., по разным оценкам, студент американского университета потратит на учебники от 655 до 1168 долларов. Традиционно в любом кампусе есть как минимум один книжный магазин, где можно с большой скидкой купить подержанные учебники, проданные в конце предыдущего года теми, кому они уже не нужны. Теперь с этим лучше справляется Amazon.

С лета 2011 г. он не только продает студентам учебники, но и предлагает взять их напрокат со скидкой до 80% и бесплатной доставкой. Эта программа распространяется и на электронные учебники, которые студенты могут просматривать и аннотировать на своем Kindle или на любом мобильном устройстве, ноутбуке или настольном компьютере (правда, если студент уедет за границу или даже в другой штат США, учебник может исчезнуть из его устройства).

Программа поддержки низких цен для студентов Amazon StudentПрограмма поддержки низких цен для студентов Amazon Student первые шесть месяцев полностью бесплатна, а затем стоит 39 долларов в месяц с сохранением бесплатной приоритетной доставки. Amazon активно продвигает ее на кампусах, в том числе с помощью рекламы на передвижных стендах и вагончиках, что не может не огорчать университетских книготорговцев. Издательства охотно переиздают учебники, понимая, что от продажи их студентам можно ожидать хорошей прибыли. Это особенно верно для учебников по курсам бакалавриата, которые не сильно отличаются между разными программами и университетами.

Компромиссным вариантом могло бы стать партнерство между Амазоном и университетами, которые могли бы получать небольшой процент с продаж и влиять на политику продаж Амазона, прежде всего в отношении электронных книг. В сентябре первое такое партнерство гигант книготорговли заключил с кампусом Университета Калифорнии в городе Дэвис (University of California — Davis). В результате появился The Davis Store on Amazon. 2% от каждой покупки Amazon перечисляет университету, который тратит эти средства (около 82000 долларов за первые 5 месяцев партнерского соглашения) на поддержание здания студенческого профсоюза и специальный фонд бесплатных учебников. Кроме того, книжный магазин университета может сам продавать учебники и книги через Amazon.

Storefront — это логическое развитие программы Amazon Associates, по которой любой веб-сайт может предлагать своим читателем купить на Амазоне книгу по специальной ссылке, в которой (незаметно для читателя) указывается т. н. реферрал-код сайта. Среди всех университетских веб-сайтов UC-Davis занимал первое место по прибыли от реферральных ссылок, чем и объясняется выбор пилотного партнера. Уже несколько сот университетов подали заявки на собственный Storefront, а значит, от конфронтации с онлайн-книготорговцем университеты, возможно, вынужденно, но переходят к сотрудничеству.

В. С. Макаров

Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом